В Петербурге произошел пожар в здании Военно-морской академии
В Петербурге загорелось здание Военно-морской академииВ Петербурге загорелось здание Военно-морской академии
На Украине анонсировали встречу Порошенко с ТрампомНа Украине анонсировали встречу Порошенко с Трампом
Бойцы курдского ополчения убили четырех турецких солдат в сирийской погранзонеБойцы курдского ополчения убили четырех турецких солдат в сирийской погранзоне...
На Украине признали, что заблокировать "Северный поток - 2" не удастсяНа Украине признали, что заблокировать "Северный поток - 2" не удастся
Порошенко рассказал, как ЕС может "улучшить" санкции против РоссииПорошенко рассказал, как ЕС может "улучшить" санкции против России
"Газпром" получил разрешение на строительство второй нитки "Турецкого потока""Газпром" получил разрешение на строительство второй нитки "Турецкого потока"...
Танкер с российским газом для США развернулся посреди АтлантикиТанкер с российским газом для США развернулся посреди Атлантики
Напавший на школу в Бурятии использовал два коктейля МолотоваНапавший на школу в Бурятии использовал два коктейля Молотова
В парламенте призвали к жесткой фильтрации групп "колумбайнеров"В парламенте призвали к жесткой фильтрации групп "колумбайнеров"
В Петербурге произошел пожар в здании Военно-морской академииВ Петербурге произошел пожар в здании Военно-морской академии

Сверхновые были порождены красными сверхгигантами

Новости науки и техники: Сверхновые были порождены красными сверхгигантами
Астрономы смогли пролить свет на предысторию взрывов сверхновых, обнаружив в архивах данные о звездах, которые ранее были на месте двух взрывов.

Результаты исследования опубликованы в пятницу в журнале Science.

Авторы работы, Джастин Маунд (Justyn Maund), астрофизик из Института имени Нильса Бора в Копенгагене, и его коллеги из США и Великобритании с помощью снимков, сделанных космическим телескопом Хаббл и в Обсерватории Гемини показали, что взрывы двух сверхновых в 1993 и 2003 годах (1993J в галактике М81 и SN 2003gd в галактике М74) привели к исчезновению двух звезд - красных сверхгигантов.

Их отсутствие на этом месте стало возможным наблюдать только сейчас, когда облака пыли и газа, образовавшиеся после взрывов сверхновых, рассеялись.

Звезда, масса которой хотя бы в восемь раз больше массу Солнца в конечном счете взрывается. Это и называют взрывом сверхновой. По мере выгорания водорода, а затем гелия в ходе термоядерных реакций, звезда продуцирует все больше и больше тяжелых элементов - углерода, а затем железа. В центре звезды формируется ядро из тяжелых элементов, которое под действием гравитации начинает быстро сжиматься, а вслед за ним внутрь звезды начинает "рушиться" внешняя газовая оболочка.

Сжатие достигает предела, возникает отдача, и от центра звезды наружу идет ударная волна, скорость которой достигает почти световой. Выход этой ударной волны мы и наблюдаем как взрыв сверхновой - это яркая вспышка, когда звезда начинает светить с яркостью целой галактики. Ударная волна сметает вокруг пыль и газ, образуя круглую планетарную туманность - остаток сверхновой, в центре которой остается ее ядро - нейтронная звезда или черная дыра.

Последний раз взрыв сверхновой произошел в нашей Галактике произошел в 1604 году. Современным астрономам удавалось наблюдать сверхновые только в других галактиках. Из-за их удаленности ученым было трудно судить, что было на месте катастрофы до взрыва - для этого нужно было исследовать этот участок самыми современными инструментами. Поэтому ученые узнают о взрыве только постфактум.

Авторам исследования представилась редкая возможность - обнаружить архивные фотографии, сделанные до взрыва и с большой точностью установить, что на этом месте было раньше, и какие именно звезды взорвались.

"Мы обнаружили, что предшественник сверхновой 2003gd, сверхгигант спектрального класса M, больше не наблюдается в этом месте... Предшественник сверхновой 1993J, сверхгигант спектрального класса K, также исчез, однако его компаньон, сверхгигант спектрального класса B, по-прежнему наблюдается. Это... подтверждает, что сверхновые были порождены красными сверхгигантами", - пишут ученые.

Рождение сверхновых - единственный механизм, благодаря которому во Вселенной появляются тяжелые элементы, из которых сформировалась Земля и люди. Новые данные помогут астрофизикам лучше понять механизмы рождения сверхновых и закономерности эволюции Вселенной.

Отметим, ранее ученым удалось проследить взрыв сверхновой с первых моментов только один раз - астрономы из Принстонского университета случайно зафиксировали этот процесс во время наблюдений за галактикой NGC2770 при помощи рентгеновского телескопа Swif.
Корреспондент.net http://www.korrespondent.net