Кризис "режет" государственные ассигнования на геологоразведочные работы в Полярном бассейне. И - перспективы Москвы на закрепление за собой некогда советского сектора.
Неприятное известие: Федеральное агентство РФ по недропользованию (Роснедра) устами своего главы Анатолия Ледовских сообщило - работы по геологическому обоснованию притязаний страны на сектор дна Ледовитого океана оказались под угрозой срыва. Причина - сокращение бюджетного финансирования.
Бело-сине-красные макаки, устроив летом 2007 года погружение на полюсе (в аппарате советской постройки), воткнули свой триколор в дно и думали, что этим добились всего. Как бы не так! Они реально пробудили такие страсти, которые грозят Эрэфии потерей Полярного бассейна. Ведь, в отличие от сталинского СССР, правители Росфеда - вороватые бездари. Они Арктику реально теряют.
Флажок-то воткнули - а дальше что?
По словам А.Ледовских, под угрозой срыва находится завершение геолого-геофизического обоснования внешней границы континентального шельфа РФ в Северном Ледовитом океане.
Напомним, что речь идет о работе подведомственного Минприроды РФ агентства по закреплению за Российской Федерацией суверенных прав на дополнительную территорию континентального шельфа в Северном Ледовитом океане (СЛО) площадью около 1,2 миллиона кв. километров. Недостаточный объем финансирования грозит сорвать подготовку объектов лицензирования - месторождений углеводородов в некогда советском секторе СЛО.
Оправдались наши худшие опасения: экономические бедствия РФ начинают ломать громко заявленные амбиции на закрепление за собой "арктического клина". Как мы уже писали, и при идеальной-то ситуации с финансированием Российская Федерация рисковала не справиться с делом. Ведь нужно проводить разведочное глубоководное бурение в СЛО, а такой техники у нас нет. Она - только у Норвегии. От того, сможет ли РФ доказать, что подводный хребет Ломоносова - продолжение сибирского шельфа, зависит и то, признает ли мир наши притязания на прилегающий к Северному полюсу сектор дна СЛО. Но как доказать такое, если необходимо бурение прямо в скованном льдом океане, а таких технологий у Москвы нет? А теперь - нет и денег?
Этим крайне озабочен директор Института географии РАН, академик Владимир Котляков. Дескать, флаг на дне полюса бодро летом 2007 года установили, страсти разожгли серьезные - а дальше что?
- Доказать, что хребет Ломоносова - продолжение нашего шельфа, умозрительно или традиционными исследованиями с борта корабля невозможно, - считает Владимир Михайлович. - Необходимо бурить глубокие скважины - с борта судна, прямо в океане. А у нас - ни оборудования, ни кораблей...
По словам академика, иностранцы, ведя исследования, пробурили в Северном ледовитом океане сотни скважин. Кстати, технологией бурения в замерзшем море владеют пока только норвежцы - наши конкуренты в претензиях на арктический сектор.
А доказывать обоснованность своей заявки на приполюсную область РФ придется, причем очень основательно. Как считает директор Института географии, в мире русских никогда не любили и не будут любить впредь. А потому и относиться будут к нашим научным доказательствам с особой придирчивостью. Скажем, на тот же хребет Ломоносова претендуют и
Канада, и Дания, коей принадлежит Гренландия. И все считают эту горную цепь продолжением своего шельфа...
- Хребет Ломоносова расположен очень интересно. У него есть провалы с обеих оконечностей - и к нашим, и к канадским берегам, - говорит ученый. - А то - флажок поставили и радуемся. Поставили - теперь бурить надо...
К сожалению, пока нет никаких оснований ожидать, что завтра в РФ появятся буровые платформы ледового класса, способные работать в приполюсной акватории СЛО. Глупо рассчитывать и на то, что норвежцы бросятся нам помогать в полярных исследованиях. А без результатов глубинных бурений заявка РФ на прежний советский сектор Арктики практически не имеет шансов на признание.
Да, на заседании Совета безопасности РФ в сентябре 2008 года президент Д. Медведев заявил, что в ближайшее время необходимо оформить внешнюю границу континентального шельфа РФ в Арктике. Дескать, по оценкам экспертов, он может содержать около четверти всех шельфовых запасов углеводородов в мире. Медведев заметил, что надо доработать и принять федеральный закон "О южной границе Арктической зоны России", назвав Арктику нашей ресурсной базой в XXI веке.
Для обоснования притязаний РФ в
Комиссию ООН по границам континентального шельфа нужно своевременно представить тщательно подготовленные дополнительные материалы исследований дна СЛО. Но уже можно говорить о том, что РФ не справится с этим делом. Невероятно отстает и процесс обновления нашего научно-исследовательского флота, и развития гидронавтики. РФ слишком долго пользовалась глубоководными аппаратами советской постройки, не создавая новых систем - как пилотируемых, так и автоматических. Отставание же в технологиях глубоководного бурения РФ не сможет преодолеть еще долгие годы.
Перспектива нешуточной борьбы
В то же время, Арктику нам не отдадут. Из-за богатых запасов углеводородов под дном СЛО. Уже слишком много предупреждений о грядущем нефтяном кризисе.
В феврале 2009 года мир огорошили "приятной" новостью. Согласно расчетам экспертов Международного энергетического агентства (МЭА), в 2013 мировое сообщество постигнет новый глобальный экономический кризис. Он начнется в
связи с дефицитом нефти и его следствиями.
Надвигающийся кризис по своим масштабам может превзойти нынешний, считает директор МЭА Нобуо Танака. Причина возможного кризиса, по его словам, кроется в том, что крупные нефтяные концерны в настоящее время приостанавливают
инвестиции в проекты по разработке новых месторождений. "Если спрос будет снова увеличиваться, то не исключено возникновение дефицита нефти. Мы даже можем предсказать, что такой дефицит может возникнуть в 2013 году", - заявил он 27 февраля 2009 г. в интервью газете "Sьddeutsche Zeitung". В данный момент, сообщает газета, нефтепроизводящие страны сокращают добычи нефти из-за недостаточного спроса. По данным генерального секретаря ОПЕК Абдуллы аль-Бадри, заморожены 35 из 130 крупных проектов по разработке новых месторождений.
Обострения ситуации, согласно МЭА, можно ожидать к 2013 году, поскольку возможности нефтяной добычи на планете с каждым годом сокращаются, а резервные запасы тают. Результаты исследования МЭА свидетельствуют, что в 580 из 800 крупных нефтяных месторождений объемы добычи нефти постоянно сокращаются. В случае возникновения дефицита нефти, по мнению экспертов, цена на нее может превзойти рекордные показатели лета 2008 года и подняться до 200 долларов за баррель. Поэтому, подчеркнул Нобуо Танака, нефтяные концерны должны продолжать
вкладывать капитал в новые проекты. Кроме того, глава МЭА отметил, что индустриальным государствам следует радикальным образом изменить свою энергетическую политику. По его мнению, нельзя из-за экономического кризиса приостанавливать инвестиции в исследования возобновляемых источников энергии и атомной энергетики. Танака также призвал к более эффективному использованию энергии.
А что такое новый взлет цен на нефть в 2010-е годы? Это - тяжелый удар по
США, вынужденным бороться с острым системным кризисом, вкладывая в экономику огромные государственные деньги и увеличивая опасный дефицит бюджета. Для них повышение цен на нефть может стать в таких условиях смертельным. Альтернативу нефти они до 2020 г. по всем прогнозам создать не успевают.
При этом разработка углеводородов в Арктике может стать выгодной после наступления эры нефтяного дефицита. Она становится еще выгоднее, если исходить из того, что снабжение нефтью и газом из Арктики позволяет избежать всякой зависимости от беспокойных, страдающих исламским
фанатизмом арабов. Для США получить контроль не только над восточно-сибирскими, но и над полярными углеводородами - естественный путь к обузданию Китая и к сохранению глобальной гегемонии.
И здесь Канада с Норвегией, скорее всего, будут играть в связке с Соединенными Штатами.
Остается одно: делать ставку на военный аргумент и объявлять некогда советский сектор СЛО российским. Пусть даже этого не признает никто, кроме нас.
Придется рассчитывать только на силу?
Очевидно, у РФ есть только один реальный путь для того, чтобы удержать бывший советский сектор Арктики. А именно - ставка на военную силу.
В 1916 году Российская империя объявила своими владениями огромный "клин", проведя от крайней точки своей западной границы на Севере одну линию к Северному полюсу, а от Чукотки (крайней восточной своей точки) - другую линию. Мы выкроили себе в СЛО огромный сектор. Этот принцип подтвердили в СССР - решением ЦИК 1926 года, а Сталин сделал все, чтобы закрепить за страной богатый сектор. Так, как будто знал: подо льдом и толщей вод - огромные энергетические сокровища.
СССР удерживал за собой весь сектор, хотя мир официально не признавал его заявки. Однако и поделать ничего не мог: слишком силен был Союз в военном плане. И Северный флот стоял на страже сектора.
Значит, реально сейчас есть один способ отстоять свои северные владения: восстановить мощь Северного флота, используя для этого и новые подлодки, и перспективные экранопланы, и дальнюю ракетоносную авиацию. А также - и развернув строительство нового "парка" атомных ледоколов.
В противном случае нас ждет унизительное поражение...
Беда с атомными ледоколами
Правящие макаки, делая воинственные заявления ("Отстоим Арктику!") любят козырять тем, что у Эрэфии есть сильный флот атомных ледоколов. Ну, во-первых, это - не российские, а советские атомоходы. А, во-вторых, есть реальная угроза того, что РФ и этого лишится.
Ветераны Севморпути часто вспоминают напряженный октябрь 1983 года. Тогда с места стронулся Айонский ледовый массив в Восточно-Сибирском море, причем в плен на трассе СМП попали полсотни судов. Чтобы спасти их, в дело пошли все атомоходы СССР. Они смогли спасти все затертые суда, кроме одного - сухогруза "Нина Сагайдак". А ведь тогда в ледовом плену оказался даже атомоход "Ленин". Вместе с ним - и обычный ледокол "Ленинград".
Если бы не действия атомной "Арктики" (вместе с дизель-электрическими "Ермаком" и "Адмиралом Макаровым"), то погибнуть могли десятки судов. Но СССР успешно провел ту крупнейшую в мире арктическую спасательную операцию. И, как говорят те же ветераны - не дай Бог, если такое повторится в наши дни. Совершить подобное с нынешней системой управления Севморпути уже не получится.
Сегодня РФ располагает целой эскадрой атомоходов. Есть пять (тип "Арктика") двухреакторных кораблей мощностью по 75 тысяч лошадиных сил (мощность на гребных валах - по 49 мегаватт),: "Арктика", "
Россия", "Советский Союз", "Ямал" и "50 лет Победы". Последний начали в Советском Союзе - и с великими трудностями достроили уже в РФ. Прочие строились в 1971-1992 гг. на Балтийском заводе имени Серго Орджоникидзе. Они способны преодолевать лед толщиной до 2,3 метров.
Есть еще два атомохода поменьше: однореакторные "Таймыр" и "Вайгач", построенные в 1985-1989 гг. на финской верфи "Вяртсиля" (по 40 тысяч л.с., мощность на гребных валах - по 32,5 мВт, толщина преодолеваемого льда - до 2 метров). Как пишет заведующий лабораторией ледокольной техники и ледовых качеств судов ЦНИИ морфлота, доктор технических наук Лолий Цой, "финны" строились для обеспечения проводок судов, прокладки и поддержания канала в Енисейском заливе и на участке реки Енисей до порта Дудинка. Относительно мелкосидящие (8 м) "Таймыр" и "Вайгач" обеспечивают перевозки грузов Норильского горно-металлургического комбинат. Дело в том, что на Енисее есть ограничения по глубинам, на трех участках они не превышают 10,2 метра. Эти же мелкосидящие ледоколы используются для вывоза газового конденсата из Обской губы, где глубины также не превышают 10,2 метра. Толщины льда на Енисее и в Обской губе составляют около 2 метров и больше.