В Китае запустили первый авианосец собственного производстваВ Китае запустили первый авианосец собственного производства
Северная Корея держит мир на "булавках и иголках"Северная Корея держит мир на "булавках и иголках"
Астероид 2014 JO25 прошел на минимальном расстоянии от ЗемлиАстероид 2014 JO25 прошел на минимальном расстоянии от Земли
Скончалась американская актриса Эрин МоранСкончалась американская актриса Эрин Моран

Отказ от углеводородного топлива спасет от потепления

Новости науки и техники: Отказ от углеводородного топлива спасет от потепления
Для того, чтобы избежать опасного потепления климата на 2 градуса Цельсия - величину, признанную опасной главами большинства государств мира, нужно в ближайшем будущем полностью прекратить использовать природные углеводороды в качестве топлива.

В этом уверены авторы двух исследований, опубликованных в журнале Nature.

Сегодня большинство ученых и политиков по всему миру признали, что потепление климата планеты вызвано промышленными выбросами парниковых газов, главным образом увеличением концентрации углекислого газа СО2 в атмосфере. Он образуется при сжигании природных углеводородов - нефти, угля и природного газа.

В доиндустриальную эпоху, к которой авторы исследований относят период истории до 1750 года, средняя температура климата Земли составляла 14 градусов Цельсия. К сегодняшнему дню она поднялась более чем на полградуса, в то время как концентрация СО2 в атмосфере за этот же период увеличилась с 275 миллионных долей объема (parts per million - ppm) до 387.

Несмотря на то, что многие страны начали бороться с опасными парниковыми выбросами в атмосферу в последние годы, до сих пор никому не удалось определить, какая именно предельно допустимая концентрация СО2 в атмосфере является безопасной для сохранения климата, насколько необходимо сократить мировые промышленные выбросы парниковых газов, и как снижение выбросов отразится на климате - придет ли его температура в равновесие, или начнет снижаться.

Более того, ученые не знают точно, какое именно повышение температуры климата планеты - на 1, 2 или 3 градуса Цельсия - станет катастрофой для природных экосистем и человеческой цивилизации. Уже сегодня оно приводит к исчезновению некоторых видов животных и растений, усилению разрушительных тропических ураганов, наводнениям и истощению природных запасов пресной воды.

В связи с этим многие страны мира приняли декларацию, согласно которой будут принимать меры по снижению парниковых выбросов и недопущению потепления климата более чем на 2 градуса Цельсия по сравнению с допромышленным периодом развития человечества, приняв эту величину "условно безопасной".

При этом ученым неизвестно, позволит ли этого добиться снижение выбросов СО2 на 80% к 2050 году, о котором заявил президент США Барак Обама, и можно ли просто следить за атмосферной концентрацией СО2 и держать ее ниже 350 - 450 ppm, как советуют некоторые эксперты.

Группы исследователей, руководимые учеными из Оксфордского университета в Великобритании Майлзом Алленом (Myles Allen) и Николаем Мейнсхаузеном (Nicolai Meinshausen), попытались определить, как именно можно сохранить температуру климата Земли.

В своей работе Мейнсхаусен с коллегами использовал подход, в рамках которого ученые учли вероятность того или иного изменения климата планеты в зависимости от содержания в атмосфере определенного количества парниковых газов, а так же неопределенности в механизме циркуляции углерода в природе, детали которого продолжают исследоваться. Эта циркуляция включает выброс СО2 в атмосферу в ходе природной вулканической активности и промышленной деятельности человека, а так же его поглощение растениями и оседание в виде минералов на суше и дне океанов и морей.

В рамках этой модели группа Мейнсхаузена сравнила большое количество сценариев выбросов различных парниковых газов в атмосферу и попыталась определить, какой из этих сценариев наиболее вероятно позволит человечеству удержать потепление климата в рамках двух градусов Цельсия.

Оказалось, что максимальная температура, которой достигнет наш климат к 2100 году, наиболее надежно описывается общим количеством выбросов СО2 в атмосферу за всю историю человечества, а не их ежегодными объемами или концентрацией углекислого газа.

Чтобы удержаться в установленных рамках температуры климата с вероятностью 75%, человечеству необходимо за период с 2009 по 2050 годы выбросить в атмосферу не более 700 гигатонн (700 миллиардов тонн) СО2, выброс же 1100 гигатонн за этот же период уменьшит эту вероятность до 50%. Эти цифры в четыре раза меньше запасов углерода в разведанных хранилищах нефти, газа и угля. При этом за минувший год было выброшено чуть более 33 гигатонн СО2, а потому, лимит выбросов, если их резко не сократить, может быть исчерпан уже через 20 лет.

Работа Аллена и его коллег построена по несколько иному принципу - ученые варьировали параметры похожей вероятностной модели, подстраивая результат моделирования под уже наблюдающиеся изменения в климате планеты. Эти изменения достоверно зафиксированы с 1900 года. В своей работе ученые построили гораздо более продолжительные сценарии изменения климата планеты в зависимости от объема парниковых выбросов - до середины третьего тысячелетия.

Как и в случае Мейнсхаузена, их работа показала наибольшую зависимость температуры климата от общего объема СО2, выброшенного в атмосферу. При этом до 2500 года человечество может выбросить, согласно Аллену, не более 1700 гигатонн СО2, чтобы потепление климата не превысило 2 градуса Цельсия. Эта цифра примерно согласуется с выкладками группы Мейнсхаузена.

Авторы признают, что сделать точные прогнозы их работы пока не позволяют, однако могут помочь политикам и общественным деятелям, предлагающим новые природоохранные законы.

"Стратегия смягчения антропогенного потепления климата должна подразумевать не только срочное уменьшение парниковых выбросов, но и, совершенно очевидно, полный отказ от углеводородного топлива в недалеком будущем", - уверен Аллен, слова которого приводит пресс-служба Оксфордского университета.

Франция доказала причастность режима Асада к химической атаке Франция доказала причастность режима Асада к химической атаке