Опубликована информация об "экстремальной" радиации на УралеОпубликована информация об "экстремальной" радиации на Урале

Ремонт "Хаббла" завершен

Новости науки и техники: Ремонт "Хаббла" завершен
Астронавты шаттла "Атлантис" в понедельник завершили пятый и последний выход в открытый космос для починки телескопа "Хаббл".

Астронавты шаттла "Атлантис" Джон Грансфелд и Эндрю Фюстел успешно завершили пятый, заключительный выход в открытый космос, который, по данным НАСА, продолжалась семь часов две минуты. За это время астронавты установили на телескоп датчик системы точного наведения, три новых батареи энергопитания и три термозащитные пластины. Джону Грансфелду и Эндрю Фюстелу пришлось выполнить не только заранее запланированный объем работ, но и доделать то, что из-за нехватки времени не успели накануне завершить их коллеги Майк Массимино и Майкл Гуд - установить одну из термозащитных пластин. Как сообщалось ранее, во время четвертого выхода в открытый космос астронавтам потребовалось много времени для того, чтобы добраться до требующего ремонта прибора, размещенного на телескопе "Хаббл".

По оценкам специалистов НАСА, нынешняя экспедиция шаттла "Атлантис" позволила продлить жизнь телескопа "Хаббл" на орбите на пять или даже десять лет. Уникальная космическая обсерватория получила новые навигационные приборы, а также несколько современных научных инструментов, в том числе новую фотокамеру и спектрографы, которые позволят ученым получать с орбиты еще больше качественных научных материалов.

Общая стоимость новых приборов, установленных на космическом телескопе "Хаббл" во время проходящей в настоящее время экспедиции "Атлантиса", составляет 220 миллионов долларов, сообщают "Вести". В НАСА считают, что эти приборы помогут астрономам разгадать многие загадки Вселенной и "заглянуть" на миллиарды лет назад. Общая стоимость миссии "Атлантиса" оценивается почти в миллиард долларов, а всего за время существования телескопа "Хаббл" на его создание и эксплуатацию было потрачено свыше десяти миллиардов долларов. По оценкам экспертов, полученные результаты вполне оправдывает такие затраты.

Как ожидается, в 08:53 по времени Восточного побережья США (16:53 по московскому времени) закрепленный в настоящее время в грузовом отсеке "Атлантиса" телескоп будет отправлен в автономный полет. Астронавт Меган Макартур захватит "Хаббл" "рукой"- манипулятором, извлечет его из грузового отсека и отведет от шаттла. После этого командир экипажа "Атлантиса" Скотт Алтман включит двигатели и переместит шаттл на безопасное расстояние.

Завершенные ремонтные работы на телескопе - последние в его истории. Больше никогда рука человека не прикоснется к уникальной космической обсерватории.

Попрощавшись с "Хабблом", члены экипажа "Атлантиса" будут готовиться к возвращению на Землю. Для этого они проведут тщательное обследование термозащитной обшивки корабля. Во время проведенного после старта обследования внешней поверхности "Атлантиса" была обнаружена царапина, нанесенная, предположительно, куском теплоизоляционной пены, оторвавшейся от внешнего топливного бака корабля во время старта. По мнению специалистов, это повреждение не представляет опасности.

По оценкам специалистов НАСА, выполняемая "Атлантисом" миссия к телескопу "Хаббл" сопряжена с большей опасностью, чем полет к Международной космической станции. Это объясняется тем, что на более высокой орбите, где находится телескоп, вращается большее количество "космического мусора", который потенциально может повредить шаттл. В случае, если "Атлантис" получит повреждения, которые не позволят его экипажу безопасно вернуться на Землю, на орбиту будет отправлен шаттл "Индевор", который сможет выполнить роль спасателя. В настоящее время он установлен на стартовом столе космодрома на мысе Канаверал в штате Флорида, однако специалисты надеются, что полет "Атлантиса" пройдет гладко, что позволит "Индевору" в июне этого года отправиться к МКС

Телескоп "Хаббл" находится в космосе уже 19 лет. За это время для ремонта установленного на нем оборудования к обсерватории летали в общей сложности пять миссий, в ходе которых было совершено 23 выхода в открытый космос общей продолжительностью 166 часов 6 минут. Бесспорным рекордсменом в этом является 50-летний астроном Джон Грансфелд, четырежды, включая нынешнюю экспедицию, летавший к "Хабблу" и проработавший на поверхности телескопа в общей сложности, с учетом трех выходов в ходе нынешнего полета "Атлантиса", 58 часов 30 минут. Завершенный в понедельник выход в открытый космос стал восьмым в карьере этого опытного астронавта, напоминает ИТАР-ТАСС.

За время своей работы телескоп "Хаббл" передал на Землю огромное количество фотографий, являющих собой бесценный научный материал. Кроме того, он помог астрономам определить точный возраст нашей Вселенной - 13,7 миллиарда лет. Также с его помощью было доказано существование сверхмассивных черных дыр.

"Хаббл" работает на околоземной орбите на высоте примерно 600 километров. Его длина - 13,2 метра, максимальный диаметр - 4,4 метра, масса - 11100 килограммом. По оценкам специалистов, четкость передаваемых телескопом изображений примерно в десять раз превосходит четкость, которую могли обеспечить ранее существовавшие телескопы.