СБ ООН ввели против КНДР "самые жесткие" санкцииСБ ООН ввели против КНДР "самые жесткие" санкции
В Австрии готовятся выбирать президентаВ Австрии готовятся выбирать президента
Производство никеля и кобальта может быть экологичнымПроизводство никеля и кобальта может быть экологичным
Город Аль-Каяра задыхается в дымуГород Аль-Каяра задыхается в дыму
Канье Уэст возвращается домой после лечения в клиникеКанье Уэст возвращается домой после лечения в клинике

Российские пожары растапливают арктические льды

Новости науки и техники: Российские пожары растапливают арктические льды
Поджоги травы, в том числе на территории России, делают почти треть вклада в повышение температуры в Арктике. Вывод сделан учеными, изучавшими верхние слои атмосферы.

Климатологи обвинили весенние пожары в глобальном потеплении. Исследователи изучили состав воздуха в верхних слоях атмосферы над Аляской и обнаружили там следы сажи от горящей травы на территории России и северного Казахстана. Кроме сажи при пожарах образуется углекислый газ, причем при этом его выбросы превосходят долю промышленных предприятий.

Сжигание травы, названное специалистами Нью-Хэмпширского университета "сельскохозяйственными пожарами", приводит к таянью арктических льдов и повышению температуры в Арктике за счет двух разных механизмов. Ученые, занятые изучением физики атмосферы, отметили комбинированный эффект от сажи и углекислого газа.

Сажа и углекислый газ

Углекислый газ повышает температуру планеты за счет своей способности задерживать тепловое излучение. Он образуется при сжигании органического топлива (от нефти до сухой травы) и мешает полученной от Солнца энергии уходить в космос в виде тепла. Точно также работает парник, препятствующий остыванию нагретой солнечными лучами почвы.

Сажа работает иначе. Ее скопление в верхних слоях атмосферы чаще играет роль экрана, который, напротив, мешает нижним слоям воздуха и поверхности планеты прогреваться за счет солнечного света. В 1883 году, после извержения вулкана Кракатау в Индонезии на планете произошло кратковременное похолодание, а в случае выброса еще большего количества сажи (например, в случае падения астероида или масштабного применения ядерного оружия) Землю может ждать "ядерная зима" с падением температур на десятки градусов.

Но в данном случае гарь от горящей в России травы поднимается на сравнительно небольшую высоту и затем оседает на льдах Арктики. Загрязненный сажей лед сильнее греется на солнце и быстрее тает. Таяние же льда, в свою очередь, способствует дальнейшему повышению температуры.

Ледяная спираль

Таяние и наступление ледников ранее были описаны климатологами как процессы с так называемой "положительной обратной связью". Это означает, что эффект от таяния льда способствует тому, что таять дальше ледникам будет проще (их место под солнцем займет лучше прогревающийся грунт), а при наступлении ледников, напротив, рост льда способствует дальнейшему охлаждению (так как лед греется меньше).

Процессы с положительной обратной связью крайне сложно корректировать, а их моделирование требует детальной информации и больших вычислительных мощностей. Именно по последней причине наличие глобального потепления долгое время оспаривалось, а прогнозы относительного того, насколько именно вырастет температура через 50 или 100 лет до сих пор неточны.

Садоводов обвинили в таянии Арктики

Вклад сажи в таяние арктических льдов ученые оценили в 30%. Иными словами - три квадратных метра льдов Арктики из десяти растают сверх нормы не из-за углекислого газа, а сажи. И среди стран северного полушария бывшие советские республики занимают сомнительное первое место по числу пожаров, выбрасывающих больше сажи, чем промышленные предприятия.

В 2006 году американские географы опубликовали результаты исследования спутниковых снимков, на которых запечатлены пожары с 2001 по 2003 год. На территории России исследователи насчитали треть всех случаев поджога сухой травы в мире.

А сравнительно недавно, 24 апреля 2009 года, европейскую часть страны сфотографировал спутник Aqua и обнаруживший несколько сотен пожаров. Как сообщил работавший вместе с коллегами из Нью-Хэмпшира специалист по химии атмосферы Дэниел Джекоб, ученые не ожидали обнаружить гарь от пожаров в пробах воздуха и их модели изменения климата Арктики пожаров не предусматривали.

Потепление Арктики ударит прежде всего по России

Еще в 1960-х годах на потепление Арктики смотрели иначе. Таяние льдов считали благом: в северных морях установилась бы круглогодичная навигация, а в Сибири ожидали смягчения климата. Выдвигались даже проекты по сооружению гигантской дамбы в Беринговом проливе, призванной перегородить путь холодным течениям в Северный Ледовитый океан.

Но уже спустя десятилетие развитие климатологии заставило пересмотреть это мнение. Большая часть приполярных территорий в России и Канаде заняты вечной мерзлотой, которая при таянии начнет превращаться в болото, а наряду с потеплением Сибири можно ожидать наводнений в Европе. Сейчас, в начале XXI века большая часть ученых считает, что потепление Арктики может обернуться не только возможностью начать добычу нефти на шельфах Баренцева моря, но и разрушением проложенных по вечной мерзлоте нефте- и газопроводов.

В Узбекистане готовятся выбрать нового лидера В Узбекистане готовятся выбрать нового лидера