Подводная лодка Michigan прибыла в Южную КореюПодводная лодка Michigan прибыла в Южную Корею
Россию обвинили во вмешательстве в выборы во ФранцииРоссию обвинили во вмешательстве в выборы во Франции
В Иркутске заработал крупнейший в стране скалодромВ Иркутске заработал крупнейший в стране скалодром
Астероид 2014 JO25 прошел на минимальном расстоянии от ЗемлиАстероид 2014 JO25 прошел на минимальном расстоянии от Земли
Скончалась американская актриса Эрин МоранСкончалась американская актриса Эрин Моран

Российские пожары растапливают арктические льды

Новости науки и техники: Российские пожары растапливают арктические льды
Поджоги травы, в том числе на территории России, делают почти треть вклада в повышение температуры в Арктике. Вывод сделан учеными, изучавшими верхние слои атмосферы.

Климатологи обвинили весенние пожары в глобальном потеплении. Исследователи изучили состав воздуха в верхних слоях атмосферы над Аляской и обнаружили там следы сажи от горящей травы на территории России и северного Казахстана. Кроме сажи при пожарах образуется углекислый газ, причем при этом его выбросы превосходят долю промышленных предприятий.

Сжигание травы, названное специалистами Нью-Хэмпширского университета "сельскохозяйственными пожарами", приводит к таянью арктических льдов и повышению температуры в Арктике за счет двух разных механизмов. Ученые, занятые изучением физики атмосферы, отметили комбинированный эффект от сажи и углекислого газа.

Сажа и углекислый газ

Углекислый газ повышает температуру планеты за счет своей способности задерживать тепловое излучение. Он образуется при сжигании органического топлива (от нефти до сухой травы) и мешает полученной от Солнца энергии уходить в космос в виде тепла. Точно также работает парник, препятствующий остыванию нагретой солнечными лучами почвы.

Сажа работает иначе. Ее скопление в верхних слоях атмосферы чаще играет роль экрана, который, напротив, мешает нижним слоям воздуха и поверхности планеты прогреваться за счет солнечного света. В 1883 году, после извержения вулкана Кракатау в Индонезии на планете произошло кратковременное похолодание, а в случае выброса еще большего количества сажи (например, в случае падения астероида или масштабного применения ядерного оружия) Землю может ждать "ядерная зима" с падением температур на десятки градусов.

Но в данном случае гарь от горящей в России травы поднимается на сравнительно небольшую высоту и затем оседает на льдах Арктики. Загрязненный сажей лед сильнее греется на солнце и быстрее тает. Таяние же льда, в свою очередь, способствует дальнейшему повышению температуры.

Ледяная спираль

Таяние и наступление ледников ранее были описаны климатологами как процессы с так называемой "положительной обратной связью". Это означает, что эффект от таяния льда способствует тому, что таять дальше ледникам будет проще (их место под солнцем займет лучше прогревающийся грунт), а при наступлении ледников, напротив, рост льда способствует дальнейшему охлаждению (так как лед греется меньше).

Процессы с положительной обратной связью крайне сложно корректировать, а их моделирование требует детальной информации и больших вычислительных мощностей. Именно по последней причине наличие глобального потепления долгое время оспаривалось, а прогнозы относительного того, насколько именно вырастет температура через 50 или 100 лет до сих пор неточны.

Садоводов обвинили в таянии Арктики

Вклад сажи в таяние арктических льдов ученые оценили в 30%. Иными словами - три квадратных метра льдов Арктики из десяти растают сверх нормы не из-за углекислого газа, а сажи. И среди стран северного полушария бывшие советские республики занимают сомнительное первое место по числу пожаров, выбрасывающих больше сажи, чем промышленные предприятия.

В 2006 году американские географы опубликовали результаты исследования спутниковых снимков, на которых запечатлены пожары с 2001 по 2003 год. На территории России исследователи насчитали треть всех случаев поджога сухой травы в мире.

А сравнительно недавно, 24 апреля 2009 года, европейскую часть страны сфотографировал спутник Aqua и обнаруживший несколько сотен пожаров. Как сообщил работавший вместе с коллегами из Нью-Хэмпшира специалист по химии атмосферы Дэниел Джекоб, ученые не ожидали обнаружить гарь от пожаров в пробах воздуха и их модели изменения климата Арктики пожаров не предусматривали.

Потепление Арктики ударит прежде всего по России

Еще в 1960-х годах на потепление Арктики смотрели иначе. Таяние льдов считали благом: в северных морях установилась бы круглогодичная навигация, а в Сибири ожидали смягчения климата. Выдвигались даже проекты по сооружению гигантской дамбы в Беринговом проливе, призванной перегородить путь холодным течениям в Северный Ледовитый океан.

Но уже спустя десятилетие развитие климатологии заставило пересмотреть это мнение. Большая часть приполярных территорий в России и Канаде заняты вечной мерзлотой, которая при таянии начнет превращаться в болото, а наряду с потеплением Сибири можно ожидать наводнений в Европе. Сейчас, в начале XXI века большая часть ученых считает, что потепление Арктики может обернуться не только возможностью начать добычу нефти на шельфах Баренцева моря, но и разрушением проложенных по вечной мерзлоте нефте- и газопроводов.

США готовятся отправить F-35 к границам России США готовятся отправить F-35 к границам России