ФБР допросит старшего советника Белого дома Джареда КушнераФБР допросит старшего советника Белого дома Джареда Кушнера
В Москве открывают новый храмВ Москве открывают новый храм

Самые загадочные научные явления

Новости науки и техники: Самые загадочные научные явления
Международное научное издание New Scientist приводит сегодня список труднообъяснимых фактов и явлений, которые уже долгое время порождают теории и дискуссии среди ученых.

Эффект плацебо

Об эффекте плацебо слышали многие. Это когда человека несколько дней подряд поят нужным лекарством и он ощущает, как его самочувствие улучшается. Однако если потом вместо лечебного средства дать ему какой-нибудь абсолютно безвредный нейтральный раствор, то он все равно будет убеждать всех, что продолжает выздоравливать.

Самый известный исследователь этой проблемы профессор Фабрицио Бенедетти из Университета Турина (Италия) проводил сей циничный эксперимент с больными, которым ежедневно требовалось сильное болеутоляющее средство. И когда он подсовывал им вместо морфия отнюдь не обезболивающие средства, боль все равно отступала. Это не единичный эксперимент - о подобных случаях знают врачи по всему миру. Основная гипотеза объяснения - мозг каким-то образом может влиять на состояние организма. Но как - неизвестно. Кстати, замечен этот эффект у мышей и обезьян, так что плацебо не выдумка мнительных людей.

- Нам сейчас необходимо понять, действует ли этот эффект лишь при определенных видах болезней или для всех недугов работает общий механизм, - говорит профессор Бенедетти. - И в случае успеха для медицины откроются невиданные перспективы.

Жизнь на Марсе

Поиски органики на Красной планете начались в 1976 году - там приземлился американский аппарат Викинг. Он должен был провести три эксперимента, которые должны были четко подтвердить или опровергнуть утверждение о его обитаемости. Но все три дали неоднозначные результаты. В итоге специалисты решили, что жизни там все-таки нет. А странные итоги экспериментов списали на химический состав грунта. Однако автор экспериментов Габриел Левин с ними не согласился. И, опираясь на результаты исследований Викингов, разработал целую теорию о том, как марсианские простейшие организмы на молекулярном уровне отличаются от земных. Прав ли он? Пока неизвестно.

Темная материя

Все галактики в нашей Вселенной с большой скоростью вращаются вокруг одного центра. Но когда ученые подсчитали общие массы галактик, то оказалось, что они слишком легкие. И по законам физики вся эта карусель давно бы сломалась. Однако не ломается. Чтобы объяснить происходящее, ученые придумали гипотезу, будто есть во Вселенной некая темная материя, которую невозможно увидеть. Но вот что она собой представляет и как бы ее пощупать, астрономы пока не представляют. Известно лишь, что ее масса составляет 90 процентов массы Вселенной. А это означает, что мы знаем, что за мир нас окружает всего на одну десятую часть.

Аномалия зондов Pioneer

Американские зонды Пионер-10 и Пионер-11 были запущены соответственно в 1972 и 1983 годах. К нынешнему моменту они уже должны были вылететь за пределы Солнечной системы. Однако и один, и второй по непонятным причинам начали менять траекторию, словно неведомая сила не выпускает их за пределы системы. Пионер-10 отклонился уже на четыреста тысяч километров от рассчитанной траектории. Пионер-11 в точности повторяет путь собрата. Есть множество версий: влияние солнечного ветра, утечка топлива, ошибки программирования. Но все они не слишком убедительны, поскольку оба корабля, запущенные с интервалом в 11 лет, ведут себя одинаково.

Если не принимать в расчет козни инопланетян или божественный замысел не выпустить людей за пределы Солнечной системы, то, возможно, тут как раз проявляется влияние загадочной темной материи, о которой говорилось выше. А может, тут действуют какие-то неизвестные нам гравитационные эффекты? Сейчас специалисты разрабатывают специальный зонд, который повторит путь аппаратов и попробует раскрыть загадку.

Десятая планета Солнечной системы

Далеко-далеко за карликовой планетой Плутон есть загадочный астероид Седна - один из самых крупных в нашей системе. К тому же Седна считается самым красным объектом в нашей системе - она даже краснее Марса. Почему - неизвестно. Но главная загадка в другом. Полный виток вокруг Солнца он делает за 10 тысяч лет. Причем обращается по очень вытянутой орбите. То ли этот астероид прилетел к нам из другой звездной системы. А может быть, так считают некоторые астрономы, с круговой орбиты его сбило гравитационное притяжение какого-то крупного объекта. Какого? Например, загадочной планеты Нибиру - планеты, которая якобы существует на самой границе Солнечной системы, но астрономам обнаружить ее пока не удается.

Есть и еще один факт в пользу существования таинственной планеты. Седна расположена в поясе Койпера - области пространства, чрезвычайно насыщенного малыми космическими телами. Начиная от Плутона, плотность пояса Койпера нарастает, а потом резко падает до нуля. Так могло бы быть, если бы все объекты, которые расположены дальше, были притянуты гравитационным полем загадочной планеты. Правда, пока ее астрономы обнаружить не могут.

Возможно, загадка разрешится, когда зонд НАСА New Horizonts в 2015 году доберется до Плутона и оттуда попробует рассмотреть неуловимую Нибиру.

Радиосигнал из созвездия Стрельца

В 1970-х годах в США началась программа по поиску радиосигналов от братьев по разуму. Вдруг они пожелают с нами связаться? Для этого радиотелескоп направляли на разные участи небосвода, и он сканировал эфир на разных частотах, пытаясь обнаружить сигнал искусственного происхождения. Несколько лет астрономы похвастаться хоть какими-то результатами не могли.

Но 15 августа 1977 года во время дежурства астронома Джерри Эхмана самописец, регистрирующий все, что попадало в "уши" радиотелескопу, вывел на ленте кривую, напоминающую слово "WOW". Сигнал длился 37 секунд. И шел на частоте 1420 мегагерц. Согласно международным соглашениям ни один земной передатчик не работает в этом диапазоне. Он исходил из направления созвездия Стрельца, где ближайшая звезда расположена на расстоянии 220 световых лет от Земли. Искусственный ли он был? Ответа нет до сих пор. Впоследствии ученые неоднократно обшаривали этот участок неба. Но безрезультатно.

Манчестерский террорист Салман Абеди готовился к атаке в Сирии Манчестерский террорист Салман Абеди готовился к атаке в Сирии