Некурящим россиянам предлагают сократить рабочий деньНекурящим россиянам предлагают сократить рабочий день
Глава Минобра считает что Россия может гордиться своей системой образованияГлава Минобра считает что Россия может гордиться своей системой образования...

Ученые выяснили, зачем мозгу нужны новые нервные клетки

Новости науки и техники: Ученые выяснили, зачем мозгу нужны новые нервные клетки
Новые нервные клетки, которые, как выяснилось совсем недавно, мозг получает в течение всей жизни, необходимы для лучшей ориентации в воспоминаниях, связанных с расположенными недалеко друг от друга предметами, считают авторы опубликованного в журнале Science исследования.

Ученым лишь в последние годы удалось опровергнуть считавшееся в течение десятилетий хрестоматийным утверждение о том, что нервные клетки не восстанавливаются. Однако до последнего времени функция этих новых нервных клеток, которыми мозг "подпитывается" в течение всей жизни, была неясна.

Ученые могли лишь строить гипотезы, зная, например, что наибольшая активность процессов по производству новых нервных клеток сосредоточена в так называемом гиппокампе. Этот отдел, расположенный глубоко внутри головного мозга, выполняет роль своеобразного "сортировщика" воспоминаний, подготавливая их к хранению и эффективному использованию в дальнейшем в специальных отделах коры головного мозга.

"Все типы информации, которые мы получаем в течение дня - временной, пространственной, обонятельной, осязательной, эмоциональной и другой - проходят через гиппокамп, где "упаковываются" соответствующим образом, после чего отравляются обратно в отделы коры головного мозга, где и хранятся", - сказал ведущий автор исследования, профессор Фред Гейдж (Fred Gage), слова которого приводит пресс-служба Института имени Солка в США.

Ученым было известно, что на "входе" в гиппокамп информация проходит через так называемую зубчатую извилину, где поток данных разделяется между отдельными каналами, образованными десятикратным избытком нервных клеток по сравнению с их количеством перед этой извилиной. Это разделение, по мнению ученых, помогает мозгу воспринимать события, формирующие то или иное воспоминание, по отдельности.

"Так как производство новых нервных клеток происходит и в зубчатой извилине, то мы считали, что они каким-то образом принимают участие в этом процессе "расчленения воспоминаний", называемым "разделением образов", - говорит Гейдж.

Проверить гипотезу удалось Клэр Клиллэнд (Claire Clelland), совмещающей работу в Кембриджском университете Великобритании и Институте биологических исследований имени Солка в США. В своем эксперименте Клиллэнд и ее коллеги использовали мышей, у которых генерация новых нервных клеток в зубчатой извилине была подавлена с помощью небольшой дозы рентгеновского излучения.

После этого мыши помещались в клетку с восемью радиальными ответвлениями, в одном из которых их ждало вознаграждение пищей, а остальные были закрыты. После того, как мыши запоминали местоположение пищи, авторы исследования открывали дополнительное ответвление и наблюдали за тем, могут ли мыши вспомнить, в каком из двух ответвлений их ждет вознаграждение. Эксперимент был организован таким образом, что мыши не могли воспользоваться своим обонянием для выбора правильного направления.

"Мыши с "отключенной" функцией регенерации нервных клеток, как и контрольная группа животных, прекрасно ориентировались в пространстве и отличали нишу с пищей от пустого ответвления до тех пор, пока эти части клетки были удалены. Однако, когда мы открывали соседние ответвления, эта группа мышей сделать выбор уже оказывалась не в состоянии", - сказала Клиллэнд.

По мнению авторов публикации, их эксперимент наглядно показывает важность новых нервных клеток, которые помогают в формировании воспоминаний, связанных с местоположениями и ориентированием в пространстве.

Ученые полагают, что это не единственная функция новых нервных клеток, и намерены в будущем изучить их роль в формировании воспоминаний о событиях, разделенных небольшими промежутками времени или разными жизненными обстоятельствами.

Выжившие в ДТП в Марий-Эл находятся в тяжёлом состоянии Выжившие в ДТП в Марий-Эл находятся в тяжёлом состоянии