Неожиданные преимущества регулярного потребления горячей питьевой водыНеожиданные преимущества регулярного потребления горячей питьевой воды

Справиться с раком поможет селен

Новости науки и техники: Справиться с раком поможет селен
Селен - микроэлемент, содержание которого в организме должно находиться на определенном уровне. Пониженное или повышенное его содержание в организме приводит к фатальным последствиям.

Часть белка

В последнем номере журнала Science исследователи Йельского университета (Yale University) и Университета Иллинойса (University of Illinois), США, раскрыли молекулярные механизмы, управляющие работой селена в человеческом теле. "Метаболизм селена очень сложен", - говорит Дитер Селл (Dieter Söll), один из авторов статьи, профессор молекулярной биофизики и биохимии Йельского университета. "На сегодняшний день открыто 25 человеческих белков, содержащих селен, и большинство из них является жизненно необходимыми".

Команда под руководством профессора Селла впервые зафиксировала момент формирования селенцистеина на гигантской молекуле т-РНК. Последняя играет достаточно узкую, специализированную роль в живых организмах. "Эти данные раскрывают большинство аспектов механизма формирования селенцистеина и подводят итог 20-летним исследованиям биохимиков в данной области", - сказала Сотирия Пэлайоэра (Sotiria Palioura), второй соавтор исследования, кандидат химических наук.

Селен-антиоксидант

Селен обеспечивает защиту организма от многих болезней, включающих в себя разнообразные расстройства эмоционального состояния, сердечно-сосудистые заболевания, вирусные инфекции и рак. Самый активный метаболит селена - селеноцистеин. Это уникальная аминокислота, поскольку она единственная синтезируется непосредственно на транспортной РНК-молекуле, переносящей аминокислоты к местам образования белка в клетке. Протеины, содержащие селенцистеин, ответственны за оборот в организме таких ключевых антиоксидантов, как витамин C и кофермент Q10.

Полученные результаты приводят специалистов к пониманию, например, аутоиммунной болезни печени. Белок организма, комплекс т-РНК, становится мишенью для своих же антител при аутоиммунном гепатите первого типа. "Теперь мы установили область молекулы т-РНК, где происходит это взаимодействие", - говорит Пэлайоэра.

"Селенцистеин является ключевым компонентом ферментов, вовлеченных в естественные и патологические процессы метаболизма", - сказал Майкл Бендер (Michael Bender), специалист Американского института здоровья. "Это исследование пролило свет на уникальную биосинтетическую схему селенцистеина, которое в конечном счете повлияет на многие аспекты сохранения здоровья человека, включая лечение сердечно-сосудистых заболеваний и рака".