Трамп пригрозил ЕС ввозной пошлиной на автомобили
Киев запретил российскому консулу посетить Вышинского
Генерал СБУ стал главой Донецкой военно-гражданской администрации
Путин произвел перестановки в администрации президента
Минобороны предъявило доказательства инсценировки химатаки в СирииМинобороны предъявило доказательства инсценировки химатаки в Сирии
Украинский народный трибунал приговорил Порошенко к пожизненному заключениюУкраинский народный трибунал приговорил Порошенко к пожизненному заключению...
В Роскосмосе заявили о закрытии проекта "Протон"В Роскосмосе заявили о закрытии проекта "Протон"
Минобороны опубликовало уникальные документы начала Великой Отечественной войныМинобороны опубликовало уникальные документы начала Великой Отечественной...
Россия откажется от устаревших экспериментов на МКСРоссия откажется от устаревших экспериментов на МКС
Украина ввела санкции против ведущих политических партий РоссииУкраина ввела санкции против ведущих политических партий России
Трамп пригрозил ЕС ввозной пошлиной на автомобилиТрамп пригрозил ЕС ввозной пошлиной на автомобили

ДНК разных тканей человека содержат различные гены

Новости науки и техники: ДНК разных тканей человека содержат различные гены
Ученые находят все больше и больше генов, связанных с риском каких-то заболеваний. Как правило, это определенные вариации в строении гена.

Обычно подозрительные гены изучают из ДНК кровяных клеток - это проще, а образец ткани (биопсию) берут только при подозрении на раковую опухоль. Такое поведение исследователей основано на постулате: все клетки организма обладают одним и тем же геномом. Поэтому все равно, из какой ткани анализировать гены.

Только в случае рака специалисты работают с тканевыми клетками. И именно в них находят специфические изменения генов. "При болезнях неракового происхождения обычно мы исследует геном в клетках крови и ожидаем, что клетки крови скажут нам, что случилось с другой тканью, - говорят генетики из Центра переходных исследований рака (Centre for Translational Research in Cancer) Университета МакГилла (McGill University) в Монреале, Канада. - Теперь нам кажется, что это слишком упрощенный подход".

В последние годы найдено немало мутаций в клетках разных тканей, которые, предположительно, можно связать с заболеваниями этих тканей. Группа ученых из Монреаля впервые изучила вариации одного из ключевых генов у пациентов с аневризмой брюшной аорты. Но главное в том, что они увидели следующее:в клетках крови и в клетках ткани аорты содержались разные вариации этого гена.

Механизмы аневризмы

Аневризма брюшной аорты - это выпячивание сосудистой стенки в виде мешка. При этом стенки аорты воспаляются, разрушается слой эластина и уменьшаются в количестве мышечные клетки (они погибают путем апоптоза - клеточного самоубийства). Выпячивание может привести к разрыву аорты, что смертельно в 90%. Болезнь поражает обычно мужчин старше 65 лет, которые курят, страдают от повышенного давления и имеют высокий уровень холестерина.

Исследование генных вариаций, связанных с аневризмой, как и в других случаях, до сих пор проводили на клетках крови - лейкоцитах. Ключевым геном этого заболевания считается ген ВАК1. Он участвует в биохимическом механизме апоптоза - запрограммированной клеточной смерти. Канадские ученые впервые сравнили вариации этого гена в клетках крови и в клетках ткани аорты.

Исследовали гены 31 пациента с аневризмой брюшной аорты. Они перенесли оперативное лечение, в течение которого у них и взяли биопсию. Контролем служили образцы ткани брюшной аорты у здоровых добровольцев.

Гены крови и гены сосуда - не близнецы

В клетках аорты всех пациентов ученые нашли вариации гена ВАК1, которые, если смотреть по базе данных лейкоцитарных генов, встречаются крайне редко (меньше чем в 0,06% случаев). Возможно, именно эти вариации усиливают апоптоз и тем самым участвуют в развитии аневризмы.

Но в клетках крови ни одного из пациентов этих генных вариаций не было. Это первый важный результат. Он показывает, что ключевые для болезни мутации в данном случае появляются в течение жизни человека и только в данной ткани - в аорте.
Мутации возникают раньше, чем болезнь

Второй результат оказался еще более неожиданным: три из обнаруженных в ткани больной аорты мутаций были найдена и в пяти образцах ткани здоровой аорты. О причинах этого ученые пока могут только строить предположения.

Возможно, мутаций гена ВАК1 недостаточно для развития аневризмы. Есть другие гены, задействованные в апоптозе, и может быть, их мутации не менее важны. Возможно, мутации ключевых генов постепенно накапливаются в здоровой ткани и не сразу приводят к болезни. Возможно, их наличие объясняет предрасположенность человека к появлению аневризмы. И факторы риска - курение, повышенное давление и высокий уровень холестерина -при наличии мутаций работают на болезнь. "Поскольку аневризма - это результат хронических разрушительных процессов в сосуде, которые продолжаются годами, то даже небольшие изменения в склонности к апоптозу могут давать вклад в ее развитие", - считают ученые.

Вероятно, результаты работы касаются не только аневризмы аорты, но и других сосудистых заболеваний, например, сердечных или мозговых артерий. Но это еще предстоит исследовать.

Трамп пригрозил ЕС ввозной пошлиной на автомобили