Опубликована информация об "экстремальной" радиации на УралеОпубликована информация об "экстремальной" радиации на Урале

Глобальное потепление сокращает размеры тела

Новости науки и техники: Глобальное потепление сокращает размеры тела
Новости по теме: В самолёт теперь можно брать не менее 5 кг ручной кладиКак быстро похудеть: 3 важных фактора
Океанологам удалось зафиксировать явное следствие глобального потепления. Правда, результат оказался противоположным ожидаемому. С повышением температуры морские жители не выросли, как ожидали ученые, а уменьшились.

Как живые организмы реагируют на глобальное потепление климата, ученые выясняют уже несколько десятилетий. Большинство специалистов считает, что, во-первых, потепление приводит к смещению границ распространения видов. Как правило, границы ареалов смещаются севернее на равнине и поднимаются выше в горах. Во-вторых, с повышением среднегодовой температуры изменяются сезонные ритмы жизни растений и животных. Совсем недавно британские ученые установили удивительный факт - глобальное потепление влияет на размеры шотландских овец. За четверть века размеры их тела сократились на 5%, считают авторы работы.

Океанологи из Института морских исследований фонда им. Лейбница (Leibniz-Institut für Meereswissenschaften, IFM-GEOMAR) (Киль, Германия) и Лаборатории изучения озерных экосистем объединения гидробиологов в Экс-ан-Провансе (HYAX-Lake Ecosystem Laboratory, Франция) обнаружили, что у множества видов водных обитателей на европейском континенте за последние 25 лет размеры тела сократились. Руководитель группы доктор Мартин Деуфресне (Martin Daufresne) рассказал корреспонденту Infox.ru о подробностях своей работы. "Поразительно мало исследований в этом аспекте посвящено холоднокровным водным животным. А ведь они представляют 99,9% всего разнообразия животных на нашей планете. Наконец-то мы смогли понять, что же с ними происходит", - говорит доктор Деуфресне.

Рыба мельчает

Начиная с 1985 года ученые изучали популяции кемжи (Salmo trutta) в реках Сена и Рона во Франции. В Балтийском и Северном море внимание доктора Деуфресне привлекли морские виды рыб - сельдь и европейский шпрот (Sprattus sprattus), сообщества бактерий, фитопланктон и крошечные рачки (Pseudocalanus). "Если рассматривать один вид и говорить о популяционном уровне - то в среднем количество более мелких особей увеличилось за последние 25 лет на 40%", - рассказывает доктор Деуфресне. Если же посмотреть на сообщества, состоящие из разных видов рыб, то окажется, что за то же самое время их размеры сократились на 60%. "Больше всего нас поразило то, что молодые особи рыб никак не реагируют на увеличение температуры. Сокращаются размеры только взрослых сельдей, шпрот и кемжи", - говорит доктор Деуфресне. Это означает, что в определенном возрасте у рыб просто останавливается рост.

Планктон и глобальное потепление

Для сообществ бактерий и фито- и зоопланктона ученые смоделировали в лабораторных условиях ситуацию, при которой температура воздуха повышалась на два, четыре и шесть градусов. Каждый раз исследователи измеряли размеры клеток и всего организма. "Нам важно было посмотреть, как планктон и сообщества бактерий поведут себя при разных сценариях изменения климата", - рассказывает доктор Деуфресне. Как показал эксперимент, размеры клеток бактерий при увеличении температуры на 6 градусов уменьшились в два раза. А клетки фитопланктона оказались еще более чувствительными к температуре - их размеры сократились почти в 29 раз. Уменьшалась и длина тела самок крошечного рачка Pseudocalanus, правда, совсем незначительно - всего на 0,1 мм при повышении температуры на 6 градусов.

Вопросы на будущее

По словам ученых, пока вопросов больше, чем ответов. Непонятно, почему увеличение температуры не стимулирует процессы роста, а наоборот, приостанавливает их. И какие физиологические механизмы лежат в основе этого процесса. Как говорит доктор Деуфресне, еще один нерешенный вопрос - что представляют собой эти изменения: генетически закрепленные модификации, то есть, по сути, эволюционные изменения или адаптации, которые в любой момент могут исчезнуть. Пока очевидно только одно - обнаруженная реакция изменяет работу пищевых цепей. Ведь теперь хищникам, чтобы удовлетворить свою потребность в пище, приходится поедать больше рыбы.