В шахматах игроки иногда жертвуют несколько пешек, чтобы расшатать оборону противника. Пешка - сравнительно незначимая фигура, таким образом, это хороший способ получить некоторое преимущество фактически просто так.
Судя по всему, российские лидеры хорошо играют в шахматы.
Ранее в этом месяце президент Барак Обама посетил Москву и заключил предварительную договоренность о сокращении обеими сторонами своих ядерных и неядерных сил. Между тем, русские затеяли хитрую игру. Предложенные ими `сокращения` никак не скажутся на их обороне.
Обама пообещал, что
США сократят число своих стратегических ракетоносителей, способных доставлять как ядерные, так и неядерные заряды, до 500-1100 (по условиям действующего договора Соединенные Штаты вправе иметь 1 600 ракетоносителей). Москва взяла на себя такие же обязательства, но это мало что значит, так как число российских ракет будет сокращаться и без всяких соглашений.
`К 2017-2018 годам у России, скорее всего, останется меньше половины от примерно 680 боеготовых ракетоносителей, которые у нее сейчас имеются, - заявила, в своем недавнем заявлении Конгрессу эксперт по контролю над вооружениями Кейт Пейн (Keith Payne). -
Россия ВВП которой меньше, чем у Калифорнии, сейчас стоит перед дилеммой: как сохранить паритет с США на фоне устаревания ее стратегических ракет`. Разумеется, хороший вариант в такой ситуации - пожертвовать несколькими пешками, то есть несуществующими или небоеспособными ракетами, в
обмен на отказ Америки от жизненно необходимых вооружений.
Короче говоря, русские согласились `сократить` ракеты, которые им в любом случае придется списывать.
Русские не делают большой тайны из состояния своих арсеналов. По словам Пейн, командующий российскими ракетными войсками Николай Соловцов сообщил в интервью московскому информационному агентству `Интерфакс - АВН`, что, по условиям заключенного российскими лидерами соглашения, не будет снята с вооружения `ни одна российская ракета с неистекшим сроком службы`.
Похоже, Москва переиграла Обаму.
Президент также согласился дополнительно ограничить число стратегических ядерных боеголовок, стоящих на боевом дежурстве. Он планирует сократить наш арсенал до 1500 - 1675 единиц. При этом время он выбрал не самое подходящее, так как администрация еще не закончила подготовку доклада `О состоянии ядерного потенциала (Nuclear Posture Review). Прежде чем соглашаться на сокращения, имело бы смысл подождать его выхода, чтобы политики могли понять, сколько ядерного оружия нужно нашей стране.
Это подводит нас к следующей проблеме: скорости, с которой было заключено соглашение. Обама хочет, чтобы оно было ратифицировано до декабря, в котором истекает действие Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-1). Но куда нам торопиться?
Помимо подготовки доклада, администрация сейчас проводит полный анализ, выясняя какие системы вооружений нужны США и сколько людей понадобится в ближайшие годы нашим вооруженным силам. Со стороны новой команды это разумно. Однако зачем нужно соглашаться на сокращения, пока анализ не будет закончен?
В любом случае в этом году ни одна из сторон не будет тысячами штамповать боеголовки. У русских уже сейчас ракет меньше, чем позволяет договор. Даже если СНВ-1 истечет, а новый договор ему на смену не будет заключен еще год или два, геополитический расклад сил не изменится. Не стоит, среди прочего, забывать и о том, что так называемый Московский договор (В России его обычно называют Договором о СНП, - прим. перев.) требует от сторон поэтапно довести число стратегических ядерных боеголовок, стоящих на боевом дежурстве, до 2200 единиц.
`Российские лидеры намерены поставить под контроль или уничтожить многие элементы американской военной мощи в обмен на сокращение стратегических сил, которого им не избежать, так или иначе`, - заключает Пейн. - Лидерам США не следует соглашаться многократно переплачивать России, в сущности, за пустые слова`.
До того как новый договор о СНВ вступит в силу, он, как и все соглашения, должен одобрен Сенатом. Будем надеяться, что хотя бы некоторые из сенаторов усомнятся в разумности отказа от важных для Америки систем вооружений в обмен на избавление от российской рухляди.
Это соглашение нуждается в доработке. В противном случае нашу оборону может ждать шах и мат.