Трамп не исключает военный конфликт с Северной КореейТрамп не исключает военный конфликт с Северной Кореей
В Иркутской области выгорело тысячи гектаров тайгиВ Иркутской области выгорело тысячи гектаров тайги
Трамп обратился к Си по поводу переговоров с ТайванемТрамп обратился к Си по поводу переговоров с Тайванем
ВТО разрешила Мексике ввести торговые санкции против СШАВТО разрешила Мексике ввести торговые санкции против США
Полиция Лондона предотвратила терактПолиция Лондона предотвратила теракт
Николас Кейдж сломал ногу во время съемокНиколас Кейдж сломал ногу во время съемок

Иммунные клетки могут убивать клетки мозга

Новости науки и техники: Иммунные клетки могут убивать клетки мозга
Основные последствия ишемического инсульта зачастую развиваются не из-за нарушения кровоснабжения, а из-за собственной иммунной системы, отправляющей своих агентов для восстановления мозга.

От чрезмерного рвения последних нервная ткань страдает не меньше, чем от недостатка кислорода и питательных веществ.

За миллионы лет наша защитная система достигли такого совершенства, что первые иммунные клетки появляются в зоне поражения уже через несколько секунд. Эти же самые "защитники" принимают участие не только в борьбе с чужеродными агентами, но и в восстановлении поврежденных органов и тканей.

Впрочем, последствия чрезмерного рвения отдельных клеток зачастую превосходят все положительные эффекты, пример тому - многочисленные аутоиммунные заболевания или воспаление оболочек мозга.

Акихико Йосимура из Университета Кейо и его коллеги нашли виновных в масштабном повреждении при ишемическом инсульте и сигнальные молекулы, запускающие этот процесс. Самыми чувствительными к нарушению кровоснабжения из всех наших органов остаются нервная и сердечная ткань: даже кратковременный спазм или закупорка сосудов оторвавшимся тромбом чревата весьма плачевными последствиями. Проблема в том, что гибель нескольких клеток от недостатка кислорода и питательных веществ - это лишь начало. Даже при восстановлении микроциркуляции лавинообразное разрушение не остановить - "соседи" погибших клеток заканчивают жизнь самоубийством, отправляясь в апоптоз.

Уже на первых минутах в дело включаются упомянутые "защитники". В идеальном случае они должны были бы "подчистить" территорию, убрав погибшие нейроны, и по возможности восстановить разрушенную ткань. О непосредственном превращении циркулирующих стволовых клеток крови в нейроны речь, конечно, не идёт. Но они, во-первых, синтезируют факторы роста, а во-вторых, способны образовывать заново столь необходимые сосуды.

Впрочем, то, с чем ежедневно сталкиваются врачи, далеко от идеального случая. Разрушающийся при инсульте гематоэнцефалический барьер открывает для иммунной системы до этого запретную и не встречавшуюся ей нервную ткань. Нейроны и их отростки становятся мишенью и воспринимаются как чужеродные агенты.

Авторы публикации в Nature Medicine решили сконцентрировать свое внимание на недавно открытых Т-хелперах-17 - эта популяция лимфоцитов участвует в развитии многочисленных аутоиммунных заболеваний, синтезируя интерлейкин-17. Кроме того, именно они являются ключевыми игроками в развитии различных поражений нервной системы, в т. ч. энцефаломиелита.

В случае инсульта наиболее "вредными" оказались две сигнальные молекулы - интерлейкин-17 и интерлейкин-23.Но, даже избавившись от них с помощью "антител-ловушек", способных избирательно связываться с конкретным веществом, ученые не смогли спасти подопытных мышей. Хотя и несколько позже, но уже через несколько дней нервная ткань насыщалась иммунными клетками, что не лучшим образом сказывалось на работе мозга.

Впрочем, управу на них, по крайней мере в эксперименте, все равно удалось найти - экспериментальное вещество FTY720, подавляющее миграцию Т-лимфоцитов в очаг повреждения.

Как позже выяснили ученые, приходящие в первые часы "чистильщики" - макрофаги - синтезируют ИЛ-23, который, в свою очередь, привлекает гамма-дельта-Т-лимфоциты. Обычно последние держат оборону на рубеже слизистых оболочек - в дыхательных путях и в кишечнике.

Какие конкретно молекулы становятся мишенью этих клеток в нервной системе, ученым еще предстоит выяснить.

Это позволит подобрать специфичное, а потому более эффективное и безопасное лечение, чем Йосимура и его коллеги займутся в ближайшее время.

Полиция Лондона предотвратила теракт Полиция Лондона предотвратила теракт