Украина заблокировала заявление СБ ООН, посвященное Виталию ЧуркинуУкраина заблокировала заявление СБ ООН, посвященное Виталию Чуркину
Осужден бывший глава Гонконга Дональд ЦангОсужден бывший глава Гонконга Дональд Цанг
К зданию МИД РФ несут цветы в память о ЧуркинеК зданию МИД РФ несут цветы в память о Чуркине

Иммунные клетки могут убивать клетки мозга

Новости науки и техники: Иммунные клетки могут убивать клетки мозга
Основные последствия ишемического инсульта зачастую развиваются не из-за нарушения кровоснабжения, а из-за собственной иммунной системы, отправляющей своих агентов для восстановления мозга.

От чрезмерного рвения последних нервная ткань страдает не меньше, чем от недостатка кислорода и питательных веществ.

За миллионы лет наша защитная система достигли такого совершенства, что первые иммунные клетки появляются в зоне поражения уже через несколько секунд. Эти же самые "защитники" принимают участие не только в борьбе с чужеродными агентами, но и в восстановлении поврежденных органов и тканей.

Впрочем, последствия чрезмерного рвения отдельных клеток зачастую превосходят все положительные эффекты, пример тому - многочисленные аутоиммунные заболевания или воспаление оболочек мозга.

Акихико Йосимура из Университета Кейо и его коллеги нашли виновных в масштабном повреждении при ишемическом инсульте и сигнальные молекулы, запускающие этот процесс. Самыми чувствительными к нарушению кровоснабжения из всех наших органов остаются нервная и сердечная ткань: даже кратковременный спазм или закупорка сосудов оторвавшимся тромбом чревата весьма плачевными последствиями. Проблема в том, что гибель нескольких клеток от недостатка кислорода и питательных веществ - это лишь начало. Даже при восстановлении микроциркуляции лавинообразное разрушение не остановить - "соседи" погибших клеток заканчивают жизнь самоубийством, отправляясь в апоптоз.

Уже на первых минутах в дело включаются упомянутые "защитники". В идеальном случае они должны были бы "подчистить" территорию, убрав погибшие нейроны, и по возможности восстановить разрушенную ткань. О непосредственном превращении циркулирующих стволовых клеток крови в нейроны речь, конечно, не идёт. Но они, во-первых, синтезируют факторы роста, а во-вторых, способны образовывать заново столь необходимые сосуды.

Впрочем, то, с чем ежедневно сталкиваются врачи, далеко от идеального случая. Разрушающийся при инсульте гематоэнцефалический барьер открывает для иммунной системы до этого запретную и не встречавшуюся ей нервную ткань. Нейроны и их отростки становятся мишенью и воспринимаются как чужеродные агенты.

Авторы публикации в Nature Medicine решили сконцентрировать свое внимание на недавно открытых Т-хелперах-17 - эта популяция лимфоцитов участвует в развитии многочисленных аутоиммунных заболеваний, синтезируя интерлейкин-17. Кроме того, именно они являются ключевыми игроками в развитии различных поражений нервной системы, в т. ч. энцефаломиелита.

В случае инсульта наиболее "вредными" оказались две сигнальные молекулы - интерлейкин-17 и интерлейкин-23.Но, даже избавившись от них с помощью "антител-ловушек", способных избирательно связываться с конкретным веществом, ученые не смогли спасти подопытных мышей. Хотя и несколько позже, но уже через несколько дней нервная ткань насыщалась иммунными клетками, что не лучшим образом сказывалось на работе мозга.

Впрочем, управу на них, по крайней мере в эксперименте, все равно удалось найти - экспериментальное вещество FTY720, подавляющее миграцию Т-лимфоцитов в очаг повреждения.

Как позже выяснили ученые, приходящие в первые часы "чистильщики" - макрофаги - синтезируют ИЛ-23, который, в свою очередь, привлекает гамма-дельта-Т-лимфоциты. Обычно последние держат оборону на рубеже слизистых оболочек - в дыхательных путях и в кишечнике.

Какие конкретно молекулы становятся мишенью этих клеток в нервной системе, ученым еще предстоит выяснить.

Это позволит подобрать специфичное, а потому более эффективное и безопасное лечение, чем Йосимура и его коллеги займутся в ближайшее время.

Украина заблокировала заявление СБ ООН, посвященное Виталию Чуркину Украина заблокировала заявление СБ ООН, посвященное Виталию Чуркину