Опубликована информация об "экстремальной" радиации на УралеОпубликована информация об "экстремальной" радиации на Урале

"Гормон счастья" поможет от диареи

Новости общества: "Гормон счастья" поможет от диареи
На помощь от диареи и запоров придёт "гормон счастья" - серотонин. Он способствует образованию в кишечнике новых нейронов, которые управляют продвижением пищи по трубке длиной в несколько метров.

Кишечнополостных, переваривающих жертву целиком, вряд ли заботит проблема продвижения содержимого вдоль многометрового пищеварительного тракта, или контролируемого выделения ферментов. По мере совершенствования кишечника и желез понадобилась и система регуляции - сначала сигнальные молекулы, потом несколько нейронов, а потом и гормоны, подстраивающие работу всего организма под пищеварительные циклы.

С появлением центральной нервной системы общий контроль перешел под её управление, но автономные составляющие остались. И без них не обойтись - например, за перистальтику кишечника отвечают вегетативная и метасимпатическая нервные системы. В том случае, если входящие в их состав нейроны умирают, начинаются проблемы: синдром раздраженного кишечника, запоры, диарея и прочие расстройства.

Майкл Гершон из Университета Колумбии и его коллеги нашли способ справиться с этой проблемой: они показали, что во взрослом кишечнике нервные клетки могут появляться в течение жизни.

В данном случае речь идёт о нервных сплетениях, располагающихся в стенке всего пищеварительного тракта. Генерируемые импульсы возбуждают гладкомышечные клетки, которые и "пускают волну", за счёт чего пища и продвигается вдоль, вне зависимости от положения тела в пространстве. Как и в сердечной мышце, в этих сплетениях есть клетки-водители ритма, возбуждающиеся с заданной частотой.

Это не единственное, что их объединяет - до недавнего времени считалось, что и нервные клетки, и кардиомиоциты восстанавливаются только у не рожденных младенцев, а вот в течение взрослой жизни оставшимся приходится брать на себя все функции.

Как выяснилось, в головном мозге есть как минимум две области, где в течение жизни образуются новые нейроны, да и сердечная мышца понемногу, но обновляется.

Теперь этот список пополнился и нервными сплетениями в кишечнике. Авторы публикации в Journal of Neuroscience не ограничились одной лишь демонстрацией феномена, им даже удалось найти вещество, способное простимулировать этот процесс.

В поиске "стимулятора" ученые обратились к серотонину - этот "гормон счастья" обладает многочисленными эффектами во всем организме, в том числе и в пищеварительном тракте. Высокие концентрации этого нейромедиатора давно используются для регуляции перистальтики, а недавно появился даже препарат тегасерод, способный избирательно активировать рецепторы к серотонину 4-го типа. Впрочем, из-за риска осложнений на сердце его не допустили до клинических испытаний.

Это не помешало Гершону и соавторам поэкспериментировать на мышах - ученые показали, что серотонин, равно как и подобные ему вещества, способствует образованию новых нейронов.

То, что определяющим является именно серотонин, ученые показали, создав мышей, генетически лишенных упомянутых рецепторов 4-го типа. Оказалось, что на момент рождения у "дефектных" грызунов было столько же нервных клеток в сплетениях кишечника, сколько и у здоровых.

После рождения в метасимпатическую составляющую нервной системы "дефектных" мышей практически не добавилось новых клеток, даже при добавлении серотонина - без рецепторов их клетки просто оказались к нему нечувствительны.

Если не считать этих мышей, то все остальные заполучили то, что им требовалось. Нейробиологи - новый объект для изучения образования нервных клеток, а 25 процентов американцев - лекарство от расстройства, заставляющего их по утрам опаздывать на работу.
Газета.ru http://www.gazeta.ru