В Италии мать забыла девочку в машинеВ Италии мать забыла девочку в машине
Google теряет рекламодателей из-за экстремистского видеоGoogle теряет рекламодателей из-за экстремистского видео
В Италии мать забыла девочку в машинеВ Италии мать забыла девочку в машине

20-летняя диета приматов доказала пользу голодания

Новости общества: 20-летняя диета приматов доказала пользу голодания
Очередное исследование показало: ограничение потребляемых калорий и сбалансированная диета, начатые в зрелом возрасте, продлевают жизнь и помогают сохранить здоровье.

Можно было бы отмахнуться и признать: об этом мы уже сто раз слыхали! Но трудно пройти мимо экспериментальных данных, которые специалисты собирали в течение целых 20 лет. Ещё в 1935 году учёные доказали, что ограничение калорий продлевает жизнь крыс. Позже было показано, что дрожжи, черви, мухи, мыши и даже собаки живут дольше и лучше, если едят не всё подряд и употребляют в пищу не слишком много продуктов.

За последний десяток лет некоторым научным группам даже удалось обнаружить гены, ответственные за продление жизни на диете (в том числе и человеческие). Исследователи считают, что гены в условиях нехватки питательных веществ каким-то образом заставляют организм защищаться от внешнего негативного воздействия. В результате животные научились выживать даже тогда, когда еды мало.

Если бы удалось доказать, что та же тенденция сохраняется и у приматов (всё-таки мыши не так близки к нам, как хотелось бы), то это стало бы лучшим доказательством: полученные ранее данные можно спроецировать и на людей.

Однако изучение этой группы животных затруднено тем, что они живут довольно долго, а значит, "восстановить картину" их жизни за пару-тройку лет (как у грызунов, к примеру) невозможно. (Что же касается самих людей, то тут и вовсе представляется нереальным провести длительные эксперименты в сколько-нибудь контролируемых условиях.)

Примерно 20 лет назад три группы американских биологов всё-таки решились и в 1989 году начали обширное исследование жизни макак-резус. В течение всех этих лет учёные, конечно же, докладывали о промежуточных результатах, но полноценные выводы были сделаны только сейчас.

О них отчиталась в журнале Science одна из групп биологов. Ею руководил геронтолог Ричард Вайндрух (Richard Weindruch) из Национального центра по изучению приматов (National Primate Research Center) университета Висконсина-Мэдисона. Он и его коллеги работали с колонией макак-резус, состоявшей из 76 особей.

Исследователи начали изучение с 30 макак-резус в возрасте от 7 до 14 лет (что считается началом взросления у данных обезьян). В неволе эти животные живут в среднем до 25-27 лет, однако отдельные долгожители протянули и до 40 лет. В 1994 году к первой группе присоединились ещё 46 обезьян.

В чём состоял столь длительный эксперимент? Одной половине макак-резус учёные позволили питаться всем чем угодно (эти особи составили контрольную группу). Второй половине они "урезали" 30% калорий (постепенно в течение первых трёх месяцев, а затем поддерживали на этом уровне всю жизнь).

При этом биологи не забывали подкармливать "худеющих" макак-резус витаминами и минералами, которые они недополучали из-за своей вынужденной диеты. В остальном всех животных содержали в равных условиях: каждого из них обследовали (раз в шесть месяцев) и проводили индивидуальное лечение (в том числе стоматологическое). "Страдающим от диабета кололи инсулин, также проводились операции по удалению обнаруженных раковых опухолей", - рассказывает один из авторов исследования Рики Колман (Ricki Colman).

(Все эти манипуляции способствовали дальнейшему переносу полученных выводов на людей.) К нынешнему году большинство обезьян достигли своей старости (то есть их возраст перевалил за 25 лет), и исследователи получили возможность говорить о долгосрочном влиянии ограничений в еде на жизнь приматов.

Оказалось, что на данный момент до сих пор живы 64% "худеющих" и лишь 45% обычных макак-резус (итого 33 особи). От болезней, связанных со старением (сердечнососудистые заболевания, рак, диабет, атрофия тканей головного мозга), в контрольной группе умерло в три раза больше особей, чем в той, что сидела на "урезанной" диете (14 против 5 соответственно).

Кроме того, другие семь контрольных и девять постящихся особей погибли по разным, не связанным с образом жизни причинам (например от каких-либо серьёзных травм или последствий применения анестезии).

Далее: обычная диета спровоцировала у обезьян из контрольной группы пять случаев заболевания диабетом и 11 случаев появления предрасположенности к диабету (уровень глюкозы в крови выше нормы).

В то же время их "голодающие" собратья до сих пор полностью здоровы. "На данный момент мы наблюдаем полное предотвращение болезни", - рассказывает Вайндрух.

Диета также уменьшила на 50% вероятность появления сердечно-сосудистых заболеваний и опухолей. Не удивительно, что "худеющие" макаки-резус имели меньший вес - учёных заинтересовало другое: результаты магнитно-резонансного сканирования показали, что количество серого вещества в их мозгу превышало таковое у контрольной группы.

"Объёмы отдельных участков мозга с возрастом практически не изменились. Это явление нельзя назвать повсеместным. Однако данное открытие определённо поможет нам определить, влияет ли диета на потерю нейронов", - поясняет нейробиолог Стирлинг Джонсон (Sterling Johnson).

Несмотря на то что нетронутыми оказались области, отвечающие за регуляцию движений, а также за память и решение определённых задач, американцы пока не могут сделать выводы о последствиях такого различия. Дело в том, что они ещё не сравнивали познавательные способности выживших животных.

"На данный момент мы можем говорить лишь о наблюдаемых различиях объёма участков мозга, вероятно, связанных с рационом питания", - добавляет Джонсон. Итак, основной вывод учёных таков: диета делает жизнь длиннее и лучше. То есть ограничение калорий не только замедляет процесс старения, но и отдаляет появление старческих болезней, связанных с неизбежными возрастными изменениями (риск уменьшается втрое, отмечают учёные в пресс-релизе университета).

Жаль, что исследователи ничего не могут сказать о пользе (или вреде) кратковременного голодания, а также о влиянии разделения пищи на маленькие порции (многие люди считают, что полезнее есть чаще, но меньше).

В любом случае данная группа геронтологов, пожалуй, больше всех остальных имеет право судить о влиянии диеты на замедление процессов старения людей. И несмотря на то что многим противопоказаны ограничения рациона питания, это не меняет полученного результата. Что же касается принятия и неприятия новых данных другими учёными, то тут (как и полагается) мнения разделились.

Доктор Леонард Гуаренте (Leonard Guarente) из MIT занимался изучением процессов старения у дрожжей. Он придерживается второй точки зрения и считает, что к моменту выхода статьи умерло недостаточно макак (напомним, что в живых осталось около половины колонии). Гуаренте полагает, что это не позволяет проводить сравнения.

"Разница в уровнях выживаемости может вырасти, а может и уменьшиться, но пока рано рассуждать об этом", - говорит он. "Если последняя обезьяна, сидящая на диете, умрёт тогда же, когда и последний представитель контрольной группы, то это будет означать, что ограничения в еде могут лишь отсрочить наступление болезни, но никак не отразиться на длительности жизни", - вторит ему Луиджи Фонтана (Luigi Fontana) из медицинского института при университете Вашингтона в Сент-Луисе.

Им противостоит молекулярный биолог Мэтью Кэберлайн (Matthew Kaeberlein) из университета Вашингтона в Сиэтле. Он считает, что в будущем вряд ли что-то изменится, и указывает на соотношение старческих болезней, ставших причиной смертей многих особей (по его мнению, это более показательные данные). "Когда они [биологи Висконсина-Мэдисона] закончат своё исследование, эффект будет заметен ещё больше", - заключает Мэтью.

Между тем, сам Вайндрух заявляет: чтобы проследить за всеми оставшимися резус-макаками, понадобится ещё около 15 лет (пока до 40 лет дотянут самые младшие из обезьян, принявших участие в исследовании). "Это произойдёт ближе к концу моей карьеры", - посмеивается Ричард.

В любом случае исследование продолжится, ведь необходимо выяснить, каким образом ограничение калорий влияет на обмен веществ животных (для этих целей будет собрана новая группа макак-резус). А это ещё одно непаханое поле, обрабатывать которое придётся много лет.

Появилась новая профессия под названием хайпожор