В Италии мать забыла девочку в машинеВ Италии мать забыла девочку в машине
Google теряет рекламодателей из-за экстремистского видеоGoogle теряет рекламодателей из-за экстремистского видео
В Италии мать забыла девочку в машинеВ Италии мать забыла девочку в машине

Математики опровергли существование темной энергии

Новости науки и техники: Математики опровергли существование темной энергии
Возможно, что темной энергии во Вселенной не существует. Математики получили систему уравнений, которая описывает расширяющуюся с ускорением Вселенную без использования космологической постоянной, которую пришлось вводить в 1998 году для согласия теории с наблюдениями.

Человечество еще далеко от понимания устройства и происхождения Вселенной и, возможно, никогда до конца не узнает природу того мира, в котором живет. Но нельзя не признать заслуги и не восхититься упорством ученых, которые изучают этот мир в условиях очевидно малого количества экспериментальных данных и несовершенства методов исследования. Процесс познания получается тяжелым и непредсказуемым, в любой момент все может перевернуться с ног на голову.

Так, показателен пример с космологической постоянной Λ, которую Альберту Эйнштейну в 20-е годы прошлого столетия пришлось ввести в свои уравнения, описывающие состояние ранней стационарной Вселенной. Эта величина, так называемый Λ-член, позволяла "остановить" расширение Вселенной, а ее физический смысл Эйнштейн описал как отрицательное давление материи, хотя признавал, что сам не до конца понимает ее значение. Поэтому, когда Эдвин Хаббл установил, что Вселенная все-таки расширяется, Альберт Эйнштейн с радостью избавился от Λ-члена, назвав его своей самой "величайшей оплошностью".

Вот только в 1998 году Λ-член вновь пришлось вводить в уравнения ранней Вселенной. Наблюдения показали, что Вселенная не просто расширяется, а делает это с ускорением.

В настоящее время принято (пока еще), что наша Вселенная описывается стандартной космологической моделью (так называемая ΛCDM-модель). В соответствии с ней Вселенная является плоской, заполнена темной энергией (которая и описывается космологической постоянной) и холодной темной материей. По результатам последних наблюдений, возраст Вселенной составляет 13,1 млрд лет.

Согласно этой модели, темная энергия является той силой, которая "расталкивает" материю и является своего рода "пружиной", которая мешает росту массивных скоплений галактик - крупнейших структур Вселенной.

По оценкам, 75% массы и энергии во Вселенной должно содержаться как раз в темной энергии, которая хоть и равномерно распределена, но имеет низкую плотность и, по сути, никак не поддается обнаружению, лишь изредка выдавая себя гравитационными взаимодействиями.

По этой причине темная материя до сих пор является предметом споров. А два американских математика, Блейк Темпл из Калифорнийского университета и Джоэл Смоллер из Мичиганского университета, решили не спорить, а заняться теоретическими изысканиями. В результате им удалось получить систему уравнений, прекрасно описывающих Вселенную, расширяющуюся с ускорением, и в этой системе уравнений нет никакой космологической постоянной, а стало быть, нет во Вселенной и темной энергии.

Работа опубликована во вторник в Proceedings of the National Academy of Sciences. Ее авторы не делают скоропалительных выводов, подчеркивая, что результаты их работы являются всего лишь одним из возможных вариантов описания состояния Вселенной.

Подобная работа не является первой в своем роде (конечно же, если не считать "любителей эфира" и сторонников прочих абсолютно безумных идей). Так, год назад вышла статья ученых из Оксфорда, в которой авторы для объяснения наблюдаемой динамики Вселенной предлагали идею, что все мы находимся в уникальном месте во Вселенной, с аномально низкой и нехарактерной в целом плотностью вещества.

Очевидно, что с развитием наблюдательной техники, которое происходит, как и расширение Вселенной, с явным ускорением, в самое ближайшее время стандартная космологическая модель будет подвергнута самой жесточайшей проверке. И вряд ли кто-то готов сейчас сказать, чем эта проверка закончится.

Трамп планирует ввести против России новые санкции Трамп планирует ввести против России новые санкции