Брюссельские чиновники ничего не жалеют ради развития региональной интеграции, когда в ней участвует их родной Евросоюз.
Но если страны вздумают кооперироваться между собой без высокого покровительства Брюсселя, то ЕС пускает в ход все свое влияние, чтобы развести таких выскочек по углам и иметь дело с каждым государством по отдельности. Европейцев легко понять: гораздо удобнее вести переговоры с отдельными странами, склонными "кинуть" других своих партнеров ради благосклонности Европы, а не с
экономическим блоком государств, выступающих с единой позицией.
Поэтому на постсоветском пространстве лидерам Евросоюза и в голову не приходит решать какие-либо вопросы на уровне СНГ или хотя бы ЕврАзЭС. Для восточноевропейских и закавказских республик есть Восточное партнерство, для России - Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве, отдельно идут республики Средней Азии. Однако какого-то специального антироссийского заговора здесь нет - ЕС действует точно так же и в других регионах мира. Этим летом Брюссель сделал все возможное, чтобы предотвратить создание реальной интеграционной группировки в Южной Африке, где ЮАР пытается собрать вокруг себя менее развитые экономики региона.
ПОМОЩЬ ВМЕСТО ОККУПАЦИИ
После падения режима апартеида ЮАР перестала держать свои войска в соседних государствах, но ее экономическое влияние никуда не исчезло. В регионе и сейчас существует валютный союз, куда помимо самой ЮАР входят Лесото, Намибия и Свазиленд. Курсы национальных валют трех младших партнеров жестко привязаны к южноафриканскому ранду, который используется как законное средство платежа на территории всех четырех стран.
Те же государства и Ботсвана объединены в Южноафриканский таможенный союз (SACU). Эта зона свободной торговли с единым таможенным тарифом для третьих стран изначально должна была обеспечивать производителям из ЮАР гарантированные рынки сбыта в соседних государствах. В 2002 г. SACU реформировали, сделав более выгодным для малых экономик и допустив их к процессу принятия решений. ЮАР по-прежнему управляет единым фондом, в который поступают все таможенные и акцизные сборы пяти государств-членов, но младшим партнерам стали выделять дополнительные платежи на развитие, размер которых обратнопропорционален показателю ВВП на душу населения в стране.
Сейчас ЮАР, фактически, субсидирует соседние государства из средств, полученных от таможенных и акцизных сборов. В 2007 г. платежи остальных четырех стран составили всего 0,8% от доходов единого фонда SACU, при этом выплаты оттуда обеспечили 20% доходов госбюждета Ботсваны, 40% - Намибии, 53% - Лесото, 57% - Свазиленда. За год ЮАР тратит на своих партнеров по союзу около 0,9% ВВП. Славящийся своей щедростью Евросоюз в 2007 г. потратил на помощь 10 новым восточноевропейским участникам всего 0,1% от совокупного ВВП 15 старых стран ЕС.
БРАТЬЯ ПО ОРУЖИЮ
Последние несколько лет ЮАР пытается сделать процессы региональной интеграции в Африке более осмысленными. Отойти от простого создания зон свободной торговли, которые выгодны только аграрно-сырьевым экспортерам и никак не защищают местную промышленность от конкуренции со стороны развитых стран. В Претории стремятся создать на основе SACU и более широкого и аморфного Сообщества развития стран Южной Африки (SADC) интеграционную группировку, которая бы максимально облегчила сотрудничество ее участников между собой и защитила местных производителей от внешней конкуренции. В результате, регион усилил бы свои международные позиции, а промышленность ЮАР получила бы благоприятные условия для развития.
В рамках SACU ЮАР уже создала комитеты для осуществления совместных инфраструктурных проектов и координации промышленной и сельскохозяйственной политики стран-участниц союза. Должен быть создан единый орган для ведения переговоров об экономическом сотрудничестве государств SACU с третьими странами. Но главная цель ЮАР - заманить в SACU самую перспективную и динамичную экономику региона, Анголу. Именно в Луанду совершил свой первый заграничный визит новоизбранный президент ЮАР Джейкоб Зума. Он приехал сразу на 3 дня, 19 - 21 августа, в сопровождении делегации из 11 министров и 100 с лишним представителей
бизнеса. Во время визита Зума и президент Анголы душ Сантуш несколько раз подчеркивали, что были боевыми товарищами во времена борьбы с апартеидом и колониализмом и теперь вместе должны
строить светлое экономическое будущее региона. Опыт ЮАР в инфраструктурных проектах очень поможет Анголе в восстановлении экономики после 30-летней гражданской войны, а ангольские нефтяные и гидроресурсы смогут решить энергетические проблемы ЮАР. К SACU Ангола присоединяться пока не стала, но допустила южноафриканскую компанию Petro SA к разработке своих нефтяных месторождений.
МЕТРОПОЛИЯ НЕ СДАЕТСЯ
Евросоюз совершенно не заинтересован в потере источников дешевых ресурсов в бывших колониях и создании на юге Африки реальной интеграционной группировки во главе с ЮАР. Поэтому ЕС начал со странами региона переговоры о заключении соглашений об экономическом партнерстве, которые предусматривают взаимное снижение импортных таможенных пошлин и предоставление ЕС режима наибольшего благоприятствования. Это означает, что государства юга Африки не смогут предоставить какой-либо третьей стране более выгодные условия торговли, чем Европе. Переговоры идут с каждым государством в отдельности, поэтому к двум базовым условиям добавлены многочисленные дополнительные, зависящие от характера экспорта конкретной страны, чтобы у африканцев не возникло желания заменить индивидуальные соглашения одним региональным.
Ключевые экономики юга Африки, ЮАР и Ангола, отказались сотрудничать с Европой на таких условиях. Но страны поменьше, Ботсвана, Лесото и Свазиленд, не проявили африканской солидарности и подписали соглашения с ЕС. Последний из участников SACU, Намибия пока не торопится с заключением соглашения, и в Виндхуке до сих пор идут переговоры. Главный переговорщик со стороны Намибии, замминистра финансов Кейлл Шлеттвайн, предложениям европейцев не рад: "Главная цель ЕС при заключении соглашения - получить гарантированный доступ к нашему сырью. Представители Евросоюза говорят о сотрудничестве на равных, но разве мы равны?", - заявил он после окончания очередного раунда переговоров 17 августа. За сохранение сотрудничества с ЮАР выступает торгово-промышленная палата Намибии, против - ведущие сельскохозяйственные производители страны. Аграрный экспорт обеспечивает более трети экспортных доходов Намибии, и облегчение доступа на рынки ЕС ей не помешает.
Независимо от решения Намибии, сохранить таможенный союз SACU в прежнем виде ЮАР уже не удастся. В Претории не скрывают своего недовольства политикой Евросоюза в регионе: "Когда ЕС декларирует одним из приоритетов своей внешней политики стимулирование региональной интеграции, им стоит обратить внимание на то, что требования, которые они предъявляют на переговорах с развивающимися странами, имеют совершенно противоположный эффект", - заявил министр торговли и промышленности ЮАР Роб Дэвис.
Если ЕС удастся уговорить еще и Намибию, то возможный союз ЮАР с Анголой будет под большим вопросом из-за отсутствия у двух стран общей границы. Претория окажется перед тяжелым выбором: либо уйти в изоляцию и отказаться от участия в таможенном союзе SACU, либо вслед за своими соседями открыть внутренний рынок для европейского импорта и признать за ЕС право на режим наибольшего благоприятствования.