Саакашвили запретили въезд на Украину до 2021 годаСаакашвили запретили въезд на Украину до 2021 года
Минобороны прокомментировало сообщения о замене командующего группировкой в СирииМинобороны прокомментировало сообщения о замене командующего группировкой...
Порошенко испугался за свою жизнь во время визита в Крым в 2014 годуПорошенко испугался за свою жизнь во время визита в Крым в 2014 году
Суд вынес приговор по делу о миллиардном хищении на ВосточномСуд вынес приговор по делу о миллиардном хищении на Восточном
В Кремле ответили на заявление Госдепа о потерях российской оборонкиВ Кремле ответили на заявление Госдепа о потерях российской оборонки
Сирийские войска вошли в АфринСирийские войска вошли в Африн
В Госдуму внесут законопроект о безотзывном вкладеВ Госдуму внесут законопроект о безотзывном вкладе
Министр образования Украины обвинила главу МИД Венгрии во лжиМинистр образования Украины обвинила главу МИД Венгрии во лжи
Госдеп прокомментировал отмену тайной встречи Пенса с сестрой Ким Чен ЫнаГосдеп прокомментировал отмену тайной встречи Пенса с сестрой Ким Чен Ына...
Госдеп оценил возможные потери российской "оборонки" от санкций СШАГосдеп оценил возможные потери российской "оборонки" от санкций США

Теорию относительности требуется пересмотреть

Новости науки и техники: Теорию относительности требуется пересмотреть
Группа ученых из Сельскохозяйственного и политехнического университета Техаса (США) провела детальный анализ некоторых следствий недавно предложенной оригинальной квантовой теории гравитации.

Авторы большинства теорий, предполагающих внесение поправок в общую теорию относительности (ОТО), признают истинность ее физических принципов; вводимые изменения затрагивают только действие и определяемые с его помощью по принципу наименьшего действия уравнения движения.

В этом нет ничего удивительного: предсказания ОТО подтверждаются данными экспериментов, а некоторые ее элементы успешно применяются на практике (к примеру, учитываются в работе системы глобального позиционирования GPS). Если квантовая механика способна адекватно описывать гравитационное взаимодействие, квантовые поправки должны, как считается, несколько модифицировать действие.

Предложенная Петром Хоравой (Petr Hořava) из Национальной лаборатории им. Лоуренса в Беркли (США) квантовая теория гравитации (см. статьи [1], [2] и [3], опубликованные в изданиях Physical Review D, Physical Review Letters и Journal of High Energy Physics соответственно) выделяется на фоне остальных: в ней постулируется нарушение ключевого для ОТО принципа симметрии - лоренц-ковариантности - на малых расстояниях.

В своих рассуждениях ученый опирался на исследования советского физика Евгения Михайловича Лифшица: он показал, что при построении теории на базе преобразований Галилея и введении квантовых поправок, значение которых увеличивается с расстоянием, можно достичь лоренц-ковариантности на дистанциях, значительно превышающих те, на которых определяется теория. Работа Лифшица, отметим, была связана с изучением фазовых переходов второго рода.

Та же идея лежит в основе теории Хоравы: предполагается, что при правильном выборе квантовых поправок на больших расстояниях она будет соответствовать ОТО, а на малых дистанциях поправочные члены начнут доминировать, и принцип общей ковариантности выполняться не будет.

Хорава предложил довольно простой вариант действия для своей теории; американские ученые вывели с его помощью полный набор уравнений движения и рассмотрели их сферически симметричные решения. Как выяснилось, эти решения значительно отличаются от сферически симметричного решения Шварцшильда уравнений Эйнштейна, что отражает сложность задачи модификации ОТО.

Авторы также показали, что при внесении небольших изменений в запись действия можно получить близкое к метрике Шварцшильда решение.

Полученные американскими исследователями результаты использовал в своей работе физик Хорейшу Настазе (Horatiu Nastase), представляющий Токийский технологический институт (Япония); он установил, что предложенное Хоравой действие будет соответствовать ОТО лишь за так называемым космологическим горизонтом, то есть на дистанциях, превышающих размеры наблюдаемой Вселенной (см. препринт статьи Настазе на сайте arXiv). Ученый предложил свой вариант изменений вида действия, который позволяет решить эту проблему.

Очевидно, теория Хоравы требует дополнительного анализа, и осмыслить все ее следствия специалисты пока не успели.

Саакашвили запретили въезд на Украину до 2021 года Саакашвили запретили въезд на Украину до 2021 года