В английском языке существует слово lionize, от слова lion - лев. Означает: "носиться с кем-либо как со знаменитостью, поднимать вокруг кого-то шум".
Это слово часто употребляют в статьях о Мостре, Венецианском кинофестивале, потому что победитель фестиваля получает статуэтку крылатого Золотого льва.
В этом году 66-я Мостра проходит со 2 по 12 сентября, и в основном конкурсе на "Золотого льва" претендуют 24 фильма. 23 из них названы заранее, а последний, по традиции Мостры, - это сюрприз. Кто победит, предсказать невозможно, да, в общем, не очень и важно. Главные мировые кинофестивали тем и хороши, что для них вопрос, какое кино сейчас актуально, важнее, чем вопрос, кто именно победит.
В отличие от гламурного и напыщенного Канна, для которого и мейнстрим, и артхаус - своего рода дань моде, Венеция всегда предпочитала визионеров, безумцев, шутников, синефильских кумиров. В этом году у синефилов в Венеции будет много радости. От "36 видов с пика Сен-Лу" родоначальника французской "новой волны" Жака Риветта до нового "Тецуо" сумасшедшего японского гения Шиньи Цукамото. И от новой работы жесткой дамы Клер Дени "Белый материал" с Изабель Юппер до "Выживания мертвецов" Джорджа Ромеро, главного специалиста по неуклюжей и недоброй нежити.
Самый ожидаемый фильм конкурсной программы - безусловно, "Плохой лейтенант" Вернера Херцога. Это не столько ремейк, сколько вариация на тему одноименного фильма Абеля Феррары, снятого в 1992 году, - коктейля из католицизма, кокаина, ярости и бейсбола. Если кто-нибудь в киномире и может сравниться с Абелем Феррарой по репутации циника и хитрого безумца, то это Вернер Херцог - во всяком случае, эти режиссеры произносят слово f*ck одинаково часто и убедительно.
Ферраровский плохой полицейский в исполнении Харви Кейтеля, купаясь в кокаине, расследовал изнасилование монашки. Он употреблял наркотики просто так. У героя Николаса Кейджа в фильме Херцога для страсти к наркотикам есть причина. Еще у него на столе огромная воображаемая игуана, а дело, которое он расследует, не имеет отношения к католицизму: убийство каких-то эмигрантов.
Абель Феррара, узнав о проекте Херцога, сказал: "Чтоб эти люди в аду сгорели. Надеюсь, они все окажутся в одном трамвае и он взорвется". Вернер Херцог в ответ заявил, что не видел ни одного фильма Феррары, в том числе и "Плохого лейтенанта".
Еще один немолодой анфан террибль, Майкл Мур, привез на Мостру свой агрессивно-обсессивный документальный фильм "Капитализм: лав-стори". Как всегда у Мура, это детектив, и, как всегда у Мура, это комедия. А сам он уверяет, что это фильм про вампиров - про тех, кто высасывает кровь у простых людей и устроил весь этот кризис. Уже получив и каннскую "Золотую ветвь", и "Оскара", и много критики за свои ультралевые взгляды, на этот раз Мур с криками "Верните наши денежки!" трясет мешком на Уолл-стрит.
Гламурная публика не хочет думать о кризисе и не очень ценит разборки больших режиссеров. Для нее самой громкой премьерой станет "Одинокий мужчина", режиссерский дебют дизайнера Тома Форда - того самого, который одевал Джеймса Бонда в "Кванте милосердия" и Брэда Питта на церемонии вручения "Оскаров" в этом году.
Как всегда, в конкурсе много итальянцев, в том числе Микеле Плачидо с "Большой мечтой" и Джузеппе Торнаторе с "Баарией" (этим фильмом фестиваль откроется). Ну и вообще весь список - радость синефила. Фатих Акин, подкупивший всю Европу своим фильмом "Головой о стену", с новой картиной Soul Kitchen (у нас переводят и как "Кухня души", и как "Кухня в стиле соул"). Патрис Шеро, дрейфующий между театром и кино, привозит "Преследование". Джессика Хауснер, чей "Отель" пять лет назад поразил так и не разгаданной тайной, покажет "Лурд". Поу-Сой Чеанг, специалист по людям в крови и за гранью отчаяния, продолжает тему в картине "Убийцы". Жако ван Дормаэль, бывший клоун, автор поэмы бессилия "Тото-герой", представит "Мистера Никто". Тодд Солондз расскажет про "Жизнь во время войны". А "Дорога" Джона Хиллкоута с Шарлиз Терон, Вигго Мортенсеном и Гаем Пирсом уже сейчас числится среди главных фаворитов фестиваля.
Предыдущие фильмы Хиллкоута - "Предложение" по сценарию Ника Кейва и "Призраки гражданской смерти" - отличала ясно высказанная безнадежность: мир, окружавший персонажей его фильмов, и оказывался в них главным героем, насильником и убийцей. "Дорога" - экранизация постапокалиптического романа Кормака Маккарти, известного своим романом "Старикам тут не место". От тандема Хиллкоут-Маккарти ждут смертельного роуд-муви.
Во втором по значению конкурсе Мостры, "Горизонты", творится полный беспредел: тут и Repo Chick Алекса Кокса (вольный сиквел его же "Экспроприатора", в багажнике которого сиял радиоактивный инопланетянин), и "Пепперминта" Пипилотти Рист, известной прежде всего своими инсталляциями и видеоопытами, и альманах "Короткое замыкание" модных молодых режиссеров из
России - Германа-младшего, Буслова, Хлебникова, Вырыпаева и Серебренникова. В этом же конкурсе - "Читаем "Блокадную книгу"" Сокурова и La Danse американского классика документального кино Фредерика Уайзмана.
Впервые в
истории Мостры на фестиваль приедет Джордж Лукас. Не за наградой, а наоборот: он выдаст пиксаровским умникам во главе с Джоном Лассетером специальный приз "За выдающиеся достижения".
По такому случаю обещают показать 3D-версии первых двух "Историй игрушек" и куски из будущих "Истории игрушек-3" и "Принцессы и лягушки" (это важное кино, в нем студия Disney собирается отвернуться от компьютерной графики и вспомнить о рисованной анимации), а Лассетер с компанией проведут мастер-класс. Еще один спецприз - за "след в мировом кинематографе" - достанется простому и честному парню Сильвестру Сталлоне. Ранее этот приз получали Такеши Китано, Аньес Варда и Аббас Киаростами.
В получасе езды от Дворца кино проходит Биеннале современного искусства. Девиз биеннале этого года - "Создавая миры". Для кино этот девиз тоже подходит: возможно, на Мостре-2009 леонизируют, как это часто бывает на фестивалях, не самого талантливого кинематографиста, но уж точно - того, кто умеет создавать миры.