В Китае запустили первый авианосец собственного производстваВ Китае запустили первый авианосец собственного производства
Северная Корея держит мир на "булавках и иголках"Северная Корея держит мир на "булавках и иголках"
Астероид 2014 JO25 прошел на минимальном расстоянии от ЗемлиАстероид 2014 JO25 прошел на минимальном расстоянии от Земли
Скончалась американская актриса Эрин МоранСкончалась американская актриса Эрин Моран

Грандиозный эксперимент по изучению боли

Новости науки и техники: Грандиозный эксперимент по изучению боли
Новости по теме: В Нигерии вспышка менингита убила 489 человек
Грандиозный эксперимент по изучению боли

БЕСЧУВСТВЕННЫЕ КОРОВЫ

С шокирующим заявлением выступил на днях специалист по биоэтике Адам Шивер (США). Он предложил вывести породы не чувствительных к боли коров.

Шивер утверждает, что современная молекулярная биология и генетика достигли сегодня такого высокого уровня, что создать модифицированных животных с повышенным болевым порогом - всего лишь дело техники. В доказательство ученый привел недавние работы нескольких исследовательских групп, которым удалось уменьшить или полностью устранить чувствительность у лабораторных животных.

Например, одним ученым удалось "выключить" у мышей некоторые гены. И те начали реагировать лишь на повышение температуры. А другой боли не ощущали.

Доктор Шивер полагает: в самом ближайшем будущем ученые обнаружат почти все гены, которые отвечают за всю боль организма. А уж выключить их большого труда не составит. И тогда человек избавит сельскохозяйственных животных от страданий. Не только в течение их короткой жизни, но, главное, на бойне.

Идея, конечно, как будто бы благотворная. Но у противников генетически модифицированных организмов и у борцов за права животных возникли серьезные опасения. Непонятно, например, как скажется на самочувствии да и на самой жизни животных отсутствие болевой чувствительности. Ведь боль необходима живым существам как предупредительный сигнал о воздействиях, несущих опасность. А если сигналов не будет, то коровы или свиньи могут пораниться. И даже не заметить этого.

Споры даже по поводу животных свидетельствуют лишь об одном: о боли известно очень мало. Особенно о нашей - человеческой. Загадок полно. Решить их сейчас пытаются британские ученые. На базе больницы Королевского колледжа в Лондоне они уже четвертый год проводят крупнейшие в мире исследования механизма болевой реакции в человеческом организме. На эксперименты потрачено уже несколько миллионов фунтов.

ТУТ СЫПЛЮТ СОЛЬ НА РАНЫ

Удивительно, но до недавнего времени было невозможно объективно измерить боль. Никакие анализы ее не фиксируют. Доктор может только выслушивать жалобы пациентов и верить или не верить им. Ведь он не знает, означает ли "ой" одного человека то же, что "ой" другого.

И вот первыми за измерение боли взялись британские ученые. На добровольцах они проводят эксперименты: исследователи колют, обжигают, сыплют соль на небольшие ранки, подвергают шоку людей - разумеется, в меру. И снимают показания томографа. Чтобы выяснить, как реагируют мозг и нервная система на болевые ощущения.

В 2010 году "мучители" подведут итоги. И подготовят отчет, в котором раскроют многие тайны боли. Сегодня же они представляют настраницах специальных медицинских журналов, в том числе и European Journal of Pain, свои не окончательные, но очень интересные выводы.

Самые уязвимые болевые точки и нервные окончания на теле человека

1. Темя.
2. Плечо, передние мышцы плеча.
3. Спинной хребет.
4. Седалищный нерв.
5. Внешняя сторона бедра.
6. Колено.

Даже при малейшем ударе, повреждении и в некоторых случаях - перенапряжении эти точки тотчас посылают тревожные сигналы в мозг - в "болевую матрицу".

Самые чувствительные ко всяким болевым ощущениям - темнокожие люди, голубоглазые и рыжеволосые.

В МОЗГУ НАХОДИТСЯ ТРЕВОЖНАЯ МАТРИЦА

- Нам стало известно, что в мозгу все-таки есть зоны, которые целенаправленно реагируют на болевые стимулы, - будем называть их "болевой матрицей", - говорит доктор Магди Ханна, глава отделения обезболивания больницы Королевского колледжа. - "Болевая матрица" охватывает несколько областей - миндалевидную железу, которая подает сигнал тревоги, лобную кору - средоточие познавательных функций. Кроме того, на боль реагирует ретрансляционный центр мозга - таламус. То же самое происходит и с островком - участком мозга, ответственным за распознавание отвращения. Но какой именно участок этой комплексной системы главный - пока остается загадкой.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕРПИМОСТЬ

Опыты показали, что терпимость к боли связана с культурными и этническими особенностями. Например, итальянки менее выносливы, чем еврейки. А тепловое воздействие, которое южные народы воспринимают как болезненный ожог, северяне считают приятным теплом.

Темнокожие люди менее терпеливы, чем белые. И чаще злоупотребляют болеутоляющими препаратами.

То, как лично вы ощущаете и терпите боль, может зависеть от вашего характера и внушаемости. Так, если у близкого человека вдруг обнаружат рак желудка, то, скорее всего, ваш гастрит покажется гораздо более болезненным, чем обычно.

Люди с голубыми глазами более чувствительны к боли, чем все остальные.

ФАНТОМНЫЕ ОБМАНЫ

Иногда больному кажется, что болевые сигналы поступают не из проблемного органа, а из какого-то другого участка тела. Тогда говорят: "Боль отдает в... " Например, при инфаркте часто ноет левое плечо или рука.

Почему возникают такие "отдающие" в разные места боли, не ясно. Возможно, нервные окончания от близких органов и частей тела объединяются в общем нервном стволе, и головной мозг не может точно локализовать болезненный участок.

Источником боли могут быть даже несуществующие, ампутированные органы. Такие боли называют фантомными. Они возникают потому, что мозг продолжает использовать старые нервные связи, по которым шли сигналы от здоровой руки или ноги, и каким-то образом путает поступающие импульсы.

МОЗГ ЧУВСТВУЕТ ЧУЖУЮ БОЛЬ, КАК СВОЮ

Неврологи обнаружили, что за способность чувствовать чужую боль - сочувствие, сопереживание - отвечают те же самые участки мозга человека, что реагируют на боль, причиненную ему самому. Это показал эксперимент. В то время, как 16 женщин получали по рукам удары тока, исследователи сканировали их мозг. И зафиксировали всплеск активности в нескольких областях, включая сенсорные и эмоциональные. Затем женщин заставили смотреть, как удары током получают их любимые мужчины. В результате у женщин в мозге активизировались те же самые участки мозга, что включались в те минуты, когда они сами испытывали страдания.

СТО РЕДКИХ СЛУЧАЕВ

В истории медицины известно лишь около ста случаев, когда рождались люди, абсолютно не чувствительные к боли. Серьезный генетический дефект - болезнь CIPA - оставил их без естественной защиты от серьезных травм и повреждений. Самый последний печальный пример - появление на свет шесть лет назад Эшлин Блокер в городке Паттерсон (американский штат Джорджия). В полгода, когда у нее прорезались зубки, она изжевала себе в клочья губы. В три года Эшлин положила ручку на раскаленную плиту - так, что слезла вся кожа. А девочка улыбалась.

По одной из версий, такое исключительное генетическое нарушение может случиться, когда у родителей разная группа крови. При исследовании Эшлин оказалось: оба гена, отвечающих за развитие маленьких нервных волокон (именно они проводят болевые импульсы), оказались повреждены. Хотя крошка Блокер, как и любой нормальный человек, ощущает предметы и чувствует вкус еды, она не чувствительна к любым болевым ощущениям. У современной медицины нет лекарства от этой болезни, поэтому все родственники Эшлин находятся в постоянном страхе за ее жизнь. Обычно такие больные не доживают до 20 лет.

ХРОНИЧЕСКИЕ БОЛИ СТАРЯТ НА 20 ЛЕТ

Летом этого года медики Университета Калифорнии в Сан-Франциско (США) повторно изучили результаты исследования 18 тысяч человек в возрасте 50 лет и старше, проводившегося пять лет назад. И выяснилось, что люди, страдающие хроническими болями, состарились за это время гораздо быстрее здоровых. То есть незатихающие боли, действительно, выматывают и тянут все жилы из человека.

Так среди здоровых участников эксперимента без проблем пробежали полтора километра 37%, а среди испытуемых, страдавших хроническими болями, - только 9%. Легко прошли несколько кварталов 91% здоровых и лишь 50% "хроников". Эти данные позволяют сделать вывод о том, что хронические боли старят человека физически на 20-30 лет.

Франция доказала причастность режима Асада к химической атаке Франция доказала причастность режима Асада к химической атаке