Опубликована информация об "экстремальной" радиации на УралеОпубликована информация об "экстремальной" радиации на Урале

Предками человека были не обезьяны, а медведи

Новости общества: Предками человека были не обезьяны, а медведи
На днях журнал Science опубликовал сенсационную статью. Найден общий предок человека и обезьяны, после которого развитие homo sapiens и приматов пошло разными путями.

В Эфиопии найдены останки нового вида прямоходящих существ, которые жили 4,4 млн лет назад.

Что может изменить находка в представлении о происхождении человека? Об этом мы беседуем с палеоантропологом Александром Беловым.

"AиФ": - Александр Иванович, подойдёт новый кандидат на роль нашего предка?

Александр Белов: - Это будет зависеть от того, как выглядит его стопа. Полтора века наука находится под обаянием теории (правильнее было бы её назвать гипотезой) Чарлза Дарвина о том, что предком человека была человекообразная обезьяна. Последователи Дарвина до сих пор разделяют это мнение.

Хотя данная гипотеза имеет очевидные слабости. Вот одна из них: в стопе человека главную опорную функцию выполняет большой палец, на который приходится 30-40% веса. Строение стопы гориллы, орангутанга, шимпанзе - самых, казалось бы, "умных" и похожих на человека обезьян - иное: у них большой палец отстоит под углом от стопы. Это различие ключевое, оно доказывает, что даже человекообразная обезьяна неспособна к длительному прямохождению, а только к перемещению на четвереньках.

"AиФ": - Но разве этот довод так уж противоречит Дарвину? Развивалась обезьяна - совершенствовалась и её стопа.

А. Б.: - По этой логике у более древних предков обезьяны и человека стопа должна быть ещё менее похожей на нашу.

Но именно эта логика и затрещала по швам после громких находок последних десятилетий. В конце 70-х гг. XX века нашли окаменелую стопу австралопитека, жившего примерно 4 млн лет назад. И тут-то стало ясно, что он вовсе не "слез с дерева", как того требовала бы эволюционная гипотеза. Этот примат имел стопу, гораздо более похожую на человеческую, чем у человекоподобных обезьян.

В 2000 году нашли кости сахелантропа чадского, жившего 7 млн лет назад. По особенностям прикрепления затылочных мышц к основанию черепа выяснилось, что он был прямоходящим. Вывод поразителен: сахелантроп ещё больше похож на человека, чем австралопитек, и тем более - чем обезьяны.

"AиФ": - Видимо, под напором фактов пришлось "скорректировать" концепцию Дарвина: не человек - от обезьяны, а они оба - от какого-то общего предка?

А. Б.: - Дарвинистам хотелось бы уцепиться за эту мысль, да не выходит: почему же тогда человек усовершенствовал формы предка, а обезьяна растеряла все его преимущества и влезла обратно на дерево? Получается, обезьяна продемонстрировала обратное направление развития - инволюцию?

"AиФ": - Именно гипотезе инволюции посвящены ваши книги. По ней выходит, что формы живой материи развиваются от более сложных к более простым. То есть живой мир деградирует. Допустим, это так. Но тогда откуда же взялись сложные формы? Кто создал человека?

А. Б.: - На этот важнейший вопрос учёные пока не готовы ответить. Человек разумный - сравнительно молодой вид, он насчитывает около 60 тыс. лет. Против нескольких миллионов лет, отделяющих нас от найденных антропоидов, - это пустяк. Получается, homo sapiens располагается вне линии развития приматов - хоть эволюционной, хоть инволюционной. Поэтому честнее, на мой взгляд, назвать наш вид homo incognitos - человек неизвестный, чем роднить его с обезьянами и их более совершенными предками.

"AиФ": - Может, новая эфиопская находка всё поставит на свои места?

А. Б.: - Сомнительно. Ведь мы говорили только о нестыковке "обезьяна - человек". Но ещё более красноречивы нестыковки между любыми двумя ступеньками на лестнице эволюции. К примеру, свинья и даже летучая мышь кое в чём ближе к человеку, чем обезьяна.

"AиФ": - Но вы отвергаете предположение о том, что найден более древний предок человека?

А. Б.: - Я готов аргументированно доказывать, что собака и медведь - потомки человека. Скажем, медведь происходит не от мелких древолазающих зверьков типа енотов (как считают палеонтологи). И обезьянам он не родственник, хотя внешне немного на них похож. Стопа медведя напоминает человеческую и гораздо совершеннее, чем обезьянья: в ней и нам ёка нет на отставленный большой палец. Очевидно, некое деградирующее человеческое существо никогда не забиралось на деревья, а нагуливало жирок, шатаясь между деревьями, сначала на двух ногах, потом на четырёх. Ноги у предка медведя укоротились, чтобы удобнее было наступать на всю стопу. Выходит, медведь произошёл от человека?..Досье

Александр Белов, родился в 1963 г. По образованию биолог-анималист. Автор книги "Тайна происхождения человека раскрыта".

Развеян миф о влиянии спиннеров на детскую психику