Российская Информационная Сеть
English   Контакты
Политика  Общество  Экономика  Деловые  Наука  Hi-Tech  Культура  Шоу-бизнес  Спорт  Происшествия  Криминал  Скандалы  Пикантные  Зарубежные  ИноСМИ
ТОП-дайджест  Хроника  Эксклюзив  Фоторепортажи  Личное мнение  Погода  Комментарии  Поиск  RSS  Интернет-радио  
 Топ 20 сегодня Топ 20 сегодня 
Новейший фрегат "Адмирал Макаров" завершает испытанияНовейший фрегат "Адмирал Макаров" завершает испытания
91% территории Алеппо очищен от террористов91% территории Алеппо очищен от террористов
После аварии под Ханты-Мансийском в реанимации остаются 8 детейПосле аварии под Ханты-Мансийском в реанимации остаются 8 детей
далее топ дня...
 Фотожурнал: фото-топ за месяц, галерея всех фото Фотожурнал 
 Новости партнеров
 Топ новости разделов сегодня Топ новости разделов 
Новейший фрегат "Адмирал Макаров" завершает испытанияНовейший фрегат "Адмирал Макаров" завершает испытания
Трамп добивается от компании Carrier сохранить рабочие места в ИндианеТрамп добивается от компании Carrier сохранить рабочие места в Индиане
В Судане из-за смены климата наступает голодВ Судане из-за смены климата наступает голод
Морская авиация получила первый арктический Ми-8Морская авиация получила первый арктический Ми-8
В Китае разрабатывают технологию распознавания лицВ Китае разрабатывают технологию распознавания лиц
После аварии под Ханты-Мансийском в реанимации остаются 8 детейПосле аварии под Ханты-Мансийском в реанимации остаются 8 детей
91% территории Алеппо очищен от террористов91% территории Алеппо очищен от террористов
91% территории Алеппо очищен от террористов91% территории Алеппо очищен от террористов
Дружба с экс-возлюбленными вызывает психические расстройстваДружба с экс-возлюбленными вызывает психические расстройства
Кит Харингтон сыграет в фильме "Смерть и жизнь Джона Ф. Донована"Кит Харингтон сыграет в фильме "Смерть и жизнь Джона Ф. Донована"
далее...
 Личное мнение Личное мнение 

 Новости о знаменитостях Знаменитости 
Новость: 21 июля 08:55: John MartinJohn Martin

Новость: 25 июля 10:30: На МУЗ-ТВ новая звездная ведущаяНа МУЗ-ТВ новая звездная ведущая


 Заплатим за ваше мнение!
Получайте до 1,5 долларов за каждую заполненную анкету!



 Новости политики Новости политики 
21 октября, 16:48

Россия вернет в строй самые большие в мире крейсера

Новости политики: Россия вернет в строй самые большие в мире крейсера
Заместитель министра обороны России - начальник вооружений ВС РФ Владимир Поповкин, наше военное ведомство намерено усилить отечественный ВМФ тяжелыми атомными ракетными крейсерами (ТАРКР).

"У нас осталось несколько таких кораблей от советского флота. Мы разработали программу по их восстановлению", - сказал Поповкин в радиоэфире. Минобороны считает целесообразным иметь в составе ВМФ до трех таких кораблей. Один из них будет на Тихоокеанском флоте, а два - на Северном.

ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ ФЛАГА

В настоящее время в боевом составе ВМФ РФ находится один тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий". С сентября 2008 года по март нынешнего года этот самый большой в мире неавианесущий ударный боевой корабль - флагман российского Северного флота совершил сверхдальний поход.

Записав на свой счет два трансатлантических перехода и побывав в трех океанах, атомный крейсер принял участие в совместных российско-венесуэльских учениях "Венрус-2008" и российско-индийских - "Индра-2009", а также провел маневры с кораблями ВМС ЮАР. Попутно еще погонял пиратов в Аденском заливе и даже поймал десяток морских разбойников.

"Петр Великий" успешно перенес полугодовое плавание, продемонстрировал флаг и российскую мощь, привлек внимание и поднял престиж нашего флота. А, главное, показал, что не только РВСН и Ту-160 являются элементами большой международной политики. Более того, этот атомный рекордсмен Книги Гиннесса - фактор влияния, что называется, с доставкой на место - во время похода он заходил в порты Триполи (Ливия), Акзас-Караагач (Турция), Тулон (Франция), Ла-Гуайра (Венесуэла), Кейптаун (ЮАР) и Мармагао (Индия). Каждый такой заход - это информационный всплеск мирового масштаба.

Столь наглядная иллюстрация тезиса "Россия встает с колен" произвела сильное впечатление на верхи государства и Минобороны. Можно считать, что окончательно забыты попытки превратить российский военный флот в прибрежный.

И вполне могла родиться соблазнительная мысль сделать океанское дежурство российского ВМФ постоянным. Но для этого необходимы как минимум три атомных корабля, поскольку один из них постоянно будет находиться на плановом ремонте. А два других смогут, чередуясь, по полгода бороздить Мировой океан.

Поскольку Россия из-за мирового финансового кризиса еще не окончательно "поднялась с колен", строить такие крейсера ей не по силам и не по карману. Но можно вернуть в строй советское наследие - ТАРКР "Адмирал Нахимов", пребывающий в ремонте с 1999 года, и ТАРКР "Адмирал Лазарев", отправленный на отстой в ожидании утилизации.

СИММЕТРИЧНЫЙ ОТВЕТ

Советский Союз ввязавшись в гонку вооружений, оказался в роли вечного догоняющего. Руководство страны придерживалось принципов симметричного ответа, слегка скорректированного "миролюбивой" политикой. Это означало, что всякое военное новшество США получало запоздалый зеркальный ответ. Только вместо ударных авианосцев мы строили авианосные крейсера, поскольку авианосец - орудие агрессии.

Появление в составе ВМС США атомного крейсера УРО "Лонг-Бич" в 1961 году побудило советское руководство заказать проект надводного корабля с атомной энергетической установкой, способного действовать в удаленных районах Мирового океана в составе группировки и самостоятельно. Американский "Лонг-Бич" водоизмещением 17 500 тонн предназначался для прикрытия атомного же авианосца, фактически это был эскортный фрегат.

В СССР на первом месте стояла борьба с атомными подводными лодками, поэтому у нас был создан новый класс боевых кораблей - большой противолодочный корабль (БПК). И проектировать начали тоже БПК водоизмещением 8000 тонн с ядерным реактором от АПЛ. Необходимо отметить, что большая масса ядерных энергетических установок диктует водоизмещение корабля - пока оно не может быть ниже 8-10 тыс. тонн.

Однако по мере проектирования возрастала мощность реактора и увеличивались размеры будущего "пенителя Мирового океана". Главком ВМФ СССР Сергей Горшков, реально представлявший надежность существовавших тогда атомных силовых установок, потребовал, чтобы крейсер имел запасную силовую установку на органическом топливе. В результате появился проект 1144 "Орлан" - корабль длиной в четверть километра (251 м) и водоизмещением 28 000 тонн. На его борту собрали едва ли не все флотское вооружение, кроме минно-трального: противокорабельные ракетные комплексы средней дальности "Гранит" для борьбы с крупными надводными кораблями, включая авианосцы; ракетный комплекс "Метель"; 12 установок зенитных ракет "Форт"; 10 торпедных аппаратов; реактивный бомбомет РБУ-600, РБУ-1000 и две пушки калибра 100 мм.

Но этот набор менялся на каждом следующем корабле серии. Что тоже было советской традицией - никакой унификации, постоянная модернизация. В результате четыре построенных атомных крейсера оказались четырех разных типов, то есть многоцелевые. Они могли бороться с подводными лодками, самолетами и надводными кораблями противника. Хотя - по большому счету - стали средством сдерживания, которое предназначено больше для демонстрации потенциала, чем для реальной войны.

МЫ СТРОИЛИ, СТРОИЛИ...

Строительство крейсеров велось в Ленинграде (Санкт-Петербурге), где было построено первое в мире надводное судно с ядерной энергетической установкой - ледокол "Ленин". Первый из "Орланов" под названием "Киров" был заложен 27 марта 1973 года. Спуск на воду состоялся 27 декабря 1977 года, а 30 декабря 1980 года крейсер передали ВМФ СССР.

Находился в боевом составе Северного флота. В 1984 году совершил первый длительный поход в Средиземное море. Во втором дальнем походе (1 декабря 1989 года - 17 февраля 1990-го) на корабле вышел из строя носовой реактор, после чего он был переведен в резерв. В 1992 году корабль был переименован в "Адмирал Ушаков", а 19 сентября 1999 года поставлен в док для утилизации.

Второй корабль серии - "Фрунзе" (с 1992 года - "Адмирал Лазарев") строился по модернизированному проекту 1144.2. Заложен 27 июля 1978 года, спущен на воду 26 мая 1981-го, а вступил в строй 31 октября 1984 года. Находился в боевом составе Тихоокеанского флота. Был признан небоеспособным и в 1999 году выведен из боевого состава ВМФ в состояние длительной консервации. С июня 2000 года планировалось начало ремонта "Адмирала Лазарева" на судоремонтных предприятиях Дальнего Востока. Но денег в бюджете не хватило.

Третий - "Калинин" (с 1992 года - "Адмирал Нахимов") заложен 17 мая 1983 года, спущен на воду 25 апреля 1986-го, вступил в строй 30 декабря 1988 года. Находился в боевом составе Северного флота. Последнее плавание совершил в июле 1997 года. 14 августа 1999 года поставлен на плановый ремонт и модернизацию к причалу Севмашпредприятия в Северодвинске. По графику ремонт должны были провести в течение 3-4 лет. Но из-за недофинансирования работы фактически так и не начались, шел лишь неторопливый демонтаж оборудования и отправка его на предприятия-изготовители.

Только в 2008 году ремонт "Адмирала Нахимова" включили в Программу перевооружения с вводом корабля в строй в 2012 году. В конце сентября 2008 года началась, наконец-то, выгрузка отработанного ядерного топлива. В операции задействованы представители нижегородского ОКБМ им. Африкантова и экипаж специализированного судна Беломорской военно-морской базы.

Четвертый "Орлан" - "Петр Великий" - был заложен 25 апреля 1986-го под названием "Куйбышев". Позднее получил имя "Юрий Андропов". Спущен на воду 25 апреля 1989-го. Переименован в "Петр Великий" 22 апреля 1992 года. В ноябре 1996 года пришел в Северодвинск для проведения второго этапа испытаний на месте постоянной дислокации, которые растянулись на два года. Включен в боевой состав Северного флота в марте 1998 года. Общая стоимость крейсера составила около 1 млрд. долл. США.

Ядерная силовая установка оснащена двумя реакторами на быстрых нейтронах КН-3 по 300 Мвт и двумя главными турбозубчатыми агрегатами (ГТЗА) мощностью по 70 000 л.с. каждый. В резервном варианте ГТЗА могут получать пар от двух паровых котлов на органическом топливе, работающих в автоматизированном режиме. Сопряжение ядерных реакторов с нефтяными пароперегревателями увеличивает общую мощность установки и скорость корабля (максимальная скорость составляет 31 узел, а при плавании под вспомогательными паровыми котлами 17 узлов). Мощность ядерной силовой установки равна 140 тыс. л. с.

На корабле имеется 1600 помещений, включая 140 одно - и двухместных кают для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин на 8-30 человек каждый, 15 душевых, две бани, сауна с бассейном, двухуровневый медицинский блок, спортзал с тренажерами, три кают-компании - для мичманов, офицеров и адмиралов, салон для отдыха, корабельная телестудия.ТАРКР "Петр Великий" обладает повышенной автономностью плавания, оснащен более эффективными гидроакустическими средствами, противолодочным оружием и крылатыми ракетами.

На корабле установлены ЗРК "Кинжал", зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Кортик", один из двух ЗРК С-300Ф заменен более совершенным С-300ФМ. Ударное ракетное оружие представлено противокорабельным ракетным комплексом (ПКРК) "Гранит" - 20 наклонных пусковых установок со сверхзвуковыми противокорабельными ракетами П-700.

Противолодочное и противоторпедное вооружение включает противолодочный ракетный комплекс "Водопад-НК" (универсальные ракетно-торпедные пусковые установки с ракетами), ракетный комплекс противоторпедной защиты "Удав-1" с боезапасом 40 реактивных глубинных бомб, а также три противолодочных вертолета Ка-27ПЛ или Ка-25РЦ.

"Петр Великий" предназначался для действий в удаленных районах морей и океанов в составе авианосной ударной группы, в которую должны были входить авианесущий крейсер типа "Адмирал Кузнецов", ракетный крейсер типа "Слава", большой противолодочный корабль типа "Удалой", десантные корабли типа "Иван Рогов" и транспорты обеспечения типа "Березина" или "Борис Чиликин".

Пятый ТАРКР - "Дзержинский" - был снят с финансирования и разобран прямо на стапеле.

Имеется, впрочем, еще один "Орлан" - засекреченный "корабль связи" "Урал", о котором стараются не вспоминать, поскольку это самый большой провал советского судостроения (и не только судостроения).

Атомный корабль радиоэлектронной разведки "Урал" заложили летом 1981 года, на воду спустили в 1983 году, а в боевой строй флота приняли в 1989 году. Полный экипаж, включая специалистов-электронщиков, - 1000 человек. Огромный вычислительный комплекс из нескольких ЭВМ типа ЕС-1046 и "Эльбрус".

Система наблюдения "Коралл" позволяла отслеживать траектории баллистических ракет и космических аппаратов. Можно сказать, что этот плавучий разведцентр вобрал все новейшие наработки советской радиоэлектронной промышленности. Находясь в долговременном автономном плавании у берегов Америки, "Урал" мог бы "просвечивать" насквозь все американские космодромы, полигоны и аэродромы. Цены бы ему не было, окажись он работоспособен.

После принятия в строй "Урал" совершил двухмесячный переход в порт приписки Владивосток. Всю дорогу большие команды специалистов ликвидировали поломки механизмов и пытались отладить работу "Коралла" и ЭВМ. Однако неполадки в системе охлаждения носового реактора оказались неустранимы, как и неувязки в электронной аппаратуре. К тому же возник крен в пять градусов, который тоже не удалось ликвидировать.

Корабль встал на якорь и превратился в плавучую гауптвахту для штрафников и неперспективных офицеров. Позднее "Урал" переставили к заводской стенке, где он еще долго будет дожидаться утилизации. Уникальную аппаратуру с высоким содержанием драгметаллов за два десятка лет в основном уже "утилизировали". Впрочем, сейчас подобная аппаратура заинтересует разве лишь музей.

Крейсер типа "Тикондерога" оказался эффективней атомных монстров США.

РАЗНЫЙ ВЗГЛЯД НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ

В США после первых экспериментов с атомными надводными судами в 1974-1975 годах были построены два атомных крейсера (фрегата) типа "Калифорния", а в 1976-1980 годах - четыре атомных крейсера типа "Вирджиния". Полное водоизмещение тех и других - 11 000 тонн. В их задачу входило обеспечение ПВО авианосных соединений. Первоначально на них имелись только зенитные ракетные комплексы и противолодочное оружие, позднее добавились противокорабельные ракеты и крылатые ракеты "Томагавк".

При высокой стоимости и огромных размерах атомные крейсеры оказались вооружены не лучше, чем обычные корабли меньшей размерности. Это относится не только к американским крейсерам, но и к российским ТАРКР. За миллиард долларов можно выстроить целую флотилию современных судов, несущих в несколько раз больше различных вооружений, чем атомный крейсер.

К тому же никто не знает, какой окажется живучесть такого корабля в реальном морском бою. Есть подозрения, что защитить себя такие огромные мишени вряд ли смогут.

Поэтому руководство ВМС США отдало предпочтение крейсерам типа "Тикондерога", ввод в строй которых начался в 1981 году. Сейчас в строю 22 таких корабля, оснащенных многофункциональной системой оружия "Иджис". Их боевая эффективность в разы превосходит атомных предшественников. С 2006 года все они проходят модернизацию и будут служить до 2016-2019 годов.

В 2004 году американцы списали последний свой атомный крейсер. Тем более что этап разборки и утилизации у них включен в жизненный цикл корабля и разрабатывается еще в процессе проектирования. В России о проблеме утилизации не думали до тех пор, пока не пришлось списывать первые атомные подводные лодки. С помощью зарубежных спонсоров этот вопрос постепенно решается, а вот как быть с надводными кораблями, пока никто не знает.

Из пяти построенных атомных военных кораблей, считая "Урал", только один - самый последний в серии - "Петр Великий" вот уже 10 лет на ходу и даже совершил почти полугодовой дальний поход. "Адмирал Ушаков" и "Урал" годятся только на металлолом, поэтому их удел - стоять в ожидании разделки. "Адмирал Нахимов" и "Адмирал Лазарев" могут снова встать в строй.

По стоимости это, наверное, дешевле, чем их утилизация. Они еще вполне могут, при периодическом ремонте, прослужить 20-30 лет, а проблему утилизации будут решать уже наши внуки.

К сожалению, эксплуатация ТАРКР - дело дорогостоящее, осложненное отсутствием специальной береговой инфраструктуры. Чтобы нормально эксплуатировать корабль с ядерной энергетической установкой, требуется специально оборудованная база с береговыми службами, оборудование для загрузки и выгрузки топливных элементов, слива жидких радиоактивных отходов и много другого - целый завод.

Ничего этого нет. Для подобных процедур приходится вставать к заводской стенке, а это уже ремонт, который хороших денег стоит. В принципе "Петр Великий" обходится без базы 10 лет и еще 30 лет обойдется.

Восстанавливать "Нахимова" и "Лазарева" в их прежнем виде - бессмысленно. Сейчас уже XXI век. Значит, предстоит серьезная реконструкция и перевооружение, сравнимые с переделкой авианесущего "Адмирала Горшкова" в авианосец "Викрамадитья". И стоимость будет соответствующая - от 500 млн. до 1 млрд. долл. за штуку, если не больше. Северодвинский Севмаш, надо полагать, обрадуется такому фронту работ. Легко подумать, что Объединенная судостроительная компания является главным лоббистом возвращения атомных крейсеров.

Ввод в строй и удачная эксплуатация ТАРКР могут ускорить принятие политического решения о строительстве атомных авианосцев, что на многие годы обеспечит бюджетными вливаниями целый ряд предприятий судостроительной отрасли и смежников.

Может возникнуть вопрос о боевом предназначении возрождаемых атомных крейсеров. Ибо нет у нас военно-морской доктрины и геостратегических целей в Мировом океане. Но поскольку ТАРКР создавались как оружие сдерживания, то никакими боевыми задачами их можно не грузить.

Главная их работа - поражать воображение и демонстрировать военно-морскую мощь России. С этим они справляются отлично. Лишь бы реакторы не потекли в чужом порту.
[Читать все комментарии] [Напечатать новость]
http://vlasti.net/
  Комментарии к новости 
[Добавить комментарий]

Комментариев к этой новости пока нет. Добавьте первым свой комментарий!
[Добавить комментарий]
 Хроника новостей: Новости политики Хроника новостей 
Обама признал ответственность Вашингтона за появление ИГИЛ

7 декабря 15:38
В Тель-Авиве появилась провокационная статуя премьер-министра Нетаньяху

7 декабря 13:18
Тайвань надеется на дипломатические отношения с США

7 декабря 10:55
Япония наращивает военную мощь страны

7 декабря 09:49
Французское правительство уходит в отставку

6 декабря 15:44
Россия и Китай наложили вето на резолюцию СБ ООН

6 декабря 11:49
Пытки в тайных тюрьмах: темная сторона борьбы с коррупцией в Китае

6 декабря 09:51
Победу на президентских выборах в Австрии одержал Александр Ван дер Беллен

5 декабря 17:07
В Узбекистане подводят итоги внеочередных президентских выборов

5 декабря 16:21
Трамп раскритиковал военную политику Китая

5 декабря 14:10
Эш Картер прибыл с визитом в Японию

5 декабря 13:15
Премьер-министр Италии Ренци покидает пост

5 декабря 09:53
В Узбекистане готовятся выбрать нового лидера

2 декабря 16:56
В Австрии готовятся выбирать президента

2 декабря 14:31
Дональд Трамп выступил со своей первой большой речью

2 декабря 12:34
Россия потеряла космический аппарат "Прогресс 65"

2 декабря 11:47
СБ ООН ввели против КНДР "самые жесткие" санкции

2 декабря 10:58
В Сирии идет разминирование освобожденной территории

1 декабря 15:07
Верховный суд Индии защитил национальный гимн

1 декабря 11:35
Немецкий сотрудник разведки обвиняется в измене

30 ноября 11:36
Трамп встретился с потенциальным государственным секретарем

30 ноября 10:44
Пост госсекретаря США может занять бывший глава ЦРУ Девид Петреус

29 ноября 16:52
Янукович дал пресс-конференцию по итогам допроса

29 ноября 15:41
На конвой Дутерте было совершено покушение

29 ноября 13:47
В Таиланде кронпринц займет трон по праву наследования

29 ноября 12:37
Кандидат в президенты из Партии зеленых требует пересчет голосов

29 ноября 10:42
Тысячи людей бегут из восточной части Алеппо

29 ноября 09:36
Куба готовится к церемонии прощания с Фиделем Кастро

28 ноября 17:05
В Киеве суд проведет заседание по уголовному делу о "Евромайдане"

28 ноября 14:24
Фидель Кастро умер в возрасте 90 лет

28 ноября 12:03
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25 >> 2303
 Главная новость дня Главная новость дня 
Новейший фрегат "Адмирал Макаров" завершает испытания Новейший фрегат "Адмирал Макаров" завершает испытания
 
 Эксклюзив Эксклюзив 
Пора ли продавать акции Apple? Пора ли продавать акции Apple?
 
  Топ новостей Опросы 
 Фоторепортажи: новости с подборкой фотографий Фоторепортажи 
Марго Робби стала лицом журнала Vanity Fair
Галустян объяснил причину сорванных спектаклей
Марк Цукерберг повел дочку на вакцинацию
Марк Цукерберг повел дочку на вакцинацию
Шепелева обвинили во лжи
 Новости партнеров
 Новости дня Новости дня 
 
Новость: В Индонезии спасатели ищут выживших после землетрясенияВ Индонезии спасатели ищут выживших после землетрясения
 
Новость: В Неваде полицейский застрелил старшеклассникаВ Неваде полицейский застрелил старшеклассника
 
Новость: В Москве назвали лауреатов литературной премии "Большая книга"В Москве назвали лауреатов литературной премии "Большая книга"
 
Новость: США улучшит отношения с ИндиейСША улучшит отношения с Индией
 
Новость: Трамп добивается от компании Carrier сохранить рабочие места в ИндианеТрамп добивается от компании Carrier сохранить рабочие места в Индиане
 
Новость: В Судане из-за смены климата наступает голодВ Судане из-за смены климата наступает голод
 
  Copyright © RIN 2000-
* Обратная связь
Контактная информация  
Политика  Общество  Экономика  Деловые  Наука  Hi-Tech  Культура  Шоу-бизнес  Спорт  Происшествия  Криминал  Скандалы  Пикантные  Зарубежные  ИноСМИ