В Башкирии водители маршруток устроили перестрелкуВ Башкирии водители маршруток устроили перестрелку
В Белгородской области врачи забыли в теле пациентки бинтВ Белгородской области врачи забыли в теле пациентки бинт
"Прогресс" успешно стартовал с космодрома Байконур"Прогресс" успешно стартовал с космодрома Байконур
На пляже во Флориде был найден труп недоеденной акулыНа пляже во Флориде был найден труп недоеденной акулы
Украина заблокировала заявление СБ ООН, посвященное Виталию ЧуркинуУкраина заблокировала заявление СБ ООН, посвященное Виталию Чуркину
Осужден бывший глава Гонконга Дональд ЦангОсужден бывший глава Гонконга Дональд Цанг
Появились новые подробности вокруг расследования убийства Ким Чен НамаПоявились новые подробности вокруг расследования убийства Ким Чен Нама
Трамп готовит иммигрантов к депортацииТрамп готовит иммигрантов к депортации

На Марсе и Луне нашли подземные укрытия

Новости науки и техники: На Марсе и Луне нашли подземные укрытия
осмические аппараты Mars Reconnaissance Orbiter и "Кагуя" нашли на Марсе и Луне подземные укрытия, в которых можно спрятаться от космической радиации. Вход в одно из многочисленных марсианских убежищ очень удобен, а вот единственный пока лунный колодец кажется слишком глубоким.

Несмотря на весь шум, что сопровождает споры о лучшем способе доставки людей на Марс, главная проблема такого путешествия не в отсутствии подходящей и не слишком дорогой ракеты. В конце концов, человек даже с учетом необходимых для путешествия запасов воды и пищи ненамного тяжелее последних исследовательских станций, которые Россия, США и Европа уже отправляли к Марсу или планируют отправить в ближайшем будущем.

Проблема в другом: современные технологии могут доставить на Марс и вернуть с него только трупы, в лучшем случае полутрупы. Дело в том, что дозы космической радиации, которой люди нахватаются за время минимум полуторагодовалого путешествия, хватит не на одну лучевую болезнь. На Земле нас от него защищают мощные магнитосфера и атмосфера планеты. На космическом корабле, летящем к Марсу, не будет ни того ни другого, а чтобы обеспечить ту же защиту металлической обшивкой корабля, ее толщина должна измеряться метрами; такой тяжелый корабль ни одна ракета не разгонит.

Судьба программы освоения Марса сейчас во многом в руках биологов и медиков, именно они ищут способы максимально снизить реальный ущерб организму от неизбежной дозы радиации. Возможно, решение когда-нибудь будет найдено - ученым известны живые организмы, которые гораздо лучше людей справляются с радиационным повреждением, хотя пока не известно, как они это делают.

Подземные убежища

Так или иначе, когда мы до Марса долетим, неплохо бы и там где-то укрыться от радиации. Магнитосферы у этой планеты считай что нет, атмосфера тоже очень жиденькая, так что остается лишь строить подземные убежища. Они защитят не только от космических лучей, но и от сильных перепадов температуры и даже от нередких на Марсе метеоритных ударов (его атмосфера слишком тонка, чтобы заметно тормозить камни с неба). Примерно такие же проблемы встанут и перед будущими колонистами Луны, так что и для нашего естественного спутника строительство подземных укрытий кажется одним из возможных решений.

Но копать марсианский или лунный грунт, доставлять на небо огромные бульдозеры и тяжелые проходческие щиты тоже накладно. Вот если бы кто-то позаботился о нашем благополучии заранее - проложил бы под поверхностью небесных тел тоннели, вырыл бы нам огромные подземные залы и позволил бы поселиться в них.

К счастью, такие тоннели под поверхностью Марса действительно существуют. Марс - планета, отличавшаяся в свое время мощным вулканизмом, и следы этой вулканической деятельности до сих пор украшают планету. Среди них огромное плато Фарсида, или Тарсис, в экваториальной зоне Красной планеты. Несколько гигантских потухших вулканов поднимаются здесь на полтора десятка километров над окружающим ландшафтом, а венчает это великолепие вершина вулкана Олимп высотой за 20 км; это самая высокая гора Солнечной системы.

Гора Арсия поменьше, ее вершина всего вдвое выше земного Эвереста. Однако на склонах именно этого потухшего вулкана нашли большинство подземных укрытий, в которых будущие колонисты Марса могли бы построить свои базы. По мнению ученых, все эти тоннели возникли при застывании лавы много лет назад: верхние слои извергшейся породы превратились в твердую корку быстрее, чем лава застыла окончательно, нижние слои стекли дальше вниз по склону, и под затвердевшими сводами образовались пустоты. Такое случается и на Земле.

Входы в бездны

В эти тоннели есть и входы: в некоторых местах своды подземных пещер обрушиваются, открывая нашему взгляду пугающие темные колодцы, ведущие внутрь Красной планеты. Первый такой провал открыла межпланетная станция Mars Odyssey более двух лет назад, однако в последнее время в эту работу включился и самый лучший на сегодня прибор - камера HiRISE космического аппарата Mars Reconnaissance Orbiter. Именно ее фотографии, на которых иногда можно разрешить объекты размером менее метра, сопровождают данную заметку.

Всего ученым во главе с Гленом Кушингом из геологической службы США удалось обнаружить около десятка таких провалов. Однако наибольший интерес вызывают последние находки. Если прежние провалы имели глубину в десятки метров, так что у них в буквальном смысле не было видно дна, то среди новичков есть "малыши", у которых от поверхности до дна всего несколько метров. Впрочем, насколько далеко простираются пещеры вширь, неизвестно.

Первая дырка Луны

Существует нечто подобное и на Луне. Как принято считать, здесь также прежде текли потоки лавы, хотя вулканическая активность и стихла миллиарды лет назад. Более того, на Луне, как и на Марсе, кое-где заметны длинные канавки, как будто вдавленные в окружающий более или менее плотный рельеф. Как полагают ученые, эти канавки не были вдавлены - они провалились в подземные пустоты, оставшиеся от древних лавовых потоков.

Правда, входы в эти подземные тоннели найти не удавалось - до сих пор. В одном из ближайших номеров Geophysical Research Letters будет опубликована статья ученых из Японии, Германии и США, которым удалось найти нечто очень похожее на окно в таком тоннеле - чернильно-темное пятно с резкими границами, лежащее ровно посредине одной из канавок. Нашла это образование одна из камер японского окололунного аппарата "Кагуя", завершившего свою работу минувшим летом.

К сожалению, сама статья пока недоступна, поэтому остается полагаться на описание провала в британском научно-популярном журнале New Scientist, которому удалось связаться с шестой из 14 соавторов научной работы Каролин ван дер Богерт. По ее словам, размер дыры около 65 м, глубина минимум 80 м, а ширина тоннеля под поверхностью около 500 м. Теперь бы еще найти практичный способ спуститься на 80 м вниз на Луне - и потенциальная лунная база у человечества в кармане.

леопольдина