Опубликована информация об "экстремальной" радиации на УралеОпубликована информация об "экстремальной" радиации на Урале

Ученые выяснили природу "эхотрясений"

Новости науки и техники: Ученые выяснили природу "эхотрясений"
Новости по теме: "Плохой кролик" атаковал банки РоссииКак быстро похудеть: 3 важных фактора
Многие недавние землетрясения могли быть отголосками мощнейших землетрясений, происходивших сотни лет назад. Так полагают американские ученые, передает Би-би-си.

В статье, публикуемой журналом Nature, исследователи описывают собственную систему частоты вторичных толчков, которая может объяснить некоторые крупные землетрясения. В частности, они выяснили, что в районах, отдаленных от места стыка тектонических плит, эхо прошлых ударов стихии может ощущаться несколько столетий, поскольку в таких районах земной коре требуется больше времени на восстановление.

"Этого никто никогда до сих пор не замечал, - говорит профессор Сет Штейн из Университета северо-запада в американском штате Иллинойс. - Большинство крупных землетрясений происходят на стыках плит, в таких местах, как разлом Сан-Андреас. Здесь очень активное движение, и повторные толчки после мощного землетрясения могут продолжаться с десятилетие".

Когда отголоски землетрясения стихают, геологи наблюдают за обычными перемещениями пород, надеясь таким образом оценить вероятность будущих землетрясений. Однако, как указывает профессор С.Штейн, небольшие землетрясения могут происходить и в то время, когда никаких обычных перемещений не фиксируется. "И если земля не накопила к этому моменту энергии для будущих землетрясений, тогда это должны быть повторные толчки", - считает ученый.

Это, полагают специалисты, может объяснить катастрофическое прошлогоднее землетрясение в китайской провинции Сычуань. Это событие буквально потрясло многих ученых, поскольку в данном районе на протяжении последних столетий не было практически никаких землетрясений. Однако, указывают геологи, подобные "эхотрясения" со временем теряют мощность. "Например, мы сегодня наблюдаем небольшие землетрясения в районе, прилегающем к канадской долине Святого Лаврентия, где в 1663 году призошло мощное землетрясение, - объясняет профессор С.Штейн. - И если посмотреть, где они происходят, то выяснится: они на разломанном горизонте этого большого землетрясения".

С.Штейн и его коллега Миянь Лю из университета штата Миссури при анализе сейсмических данных обнаружили нечто подобное на тектонических разломах всюду в мире. Если гипотеза американских ученых верна, то, возможно, она поможет прогнозировать, когда и где произойдет следующее мощное землетрясение. "Предсказывать большие землетрясения, основываясь на маленьких, - это как играть в игру, когда надо лупить по вылезающим из норок кротам, - объясняет С.Штейн. - Ты ждешь, что крот вылезет там, где он залез под землю. Но теперь мы знаем, что большие землетрясения могут "выскакивать" и в других местах".

Исследователь полагает, что вместо того чтобы сосредотачиваться на регионе, в котором регулярно происходят небольшие землетрясения, ученым нужно использовать высокие технологии, такие как GPS-навигация и компьютерное моделирование, и с их помощью отыскивать места, в которых земля "запасла энергию для мощного землетрясения в будущем".

Том Парсонс, специалист Геологической службы США в Калифорнии, в этом проекте не участвовал, но в сопроводительной статье, которая опубликована в том же номере журнала Nature, он объясняет важность работы коллег. Ученый считает, что при всеобъемлющем подходе к изучению землетрясений исследователи со временем сумеют "выработать практическое решение", то есть найти баланс между доступными человеку ресурсами и необходимостью защищать те районы, которым грозит особенно высокий риск.
РБК http://www.rbc.ru/