В Италии мать забыла девочку в машинеВ Италии мать забыла девочку в машине
Google теряет рекламодателей из-за экстремистского видеоGoogle теряет рекламодателей из-за экстремистского видео
В Италии мать забыла девочку в машинеВ Италии мать забыла девочку в машине

Злобных людей выдают лица

Новости науки и техники: Злобных людей выдают лица
Чем шире лицо, тем более агрессивным оно кажется. К такому выводу пришли психологи, обнаружив, что определенный тип лиц воспринимается как злобный, даже если выражение лица - нейтральное.

Ученые считают, что их исследование позволило выяснить, как мозг принимает решения на основе скудной информации.
Исследование провели канадские ученые из Университета Брока. Они показывали участникам эксперимента фотоснимки и предлагали оценить агрессивность изображенных на них людей. При этом психологи, опубликовавшие свою статью в журнале Psychological Science, утверждают, что сиюминутные оценки оказались не столь уж далеки от истины.

Узнать за 39 миллисекунд

Всего было проведено два исследования. В ходе первого участникам эксперимента фотоснимки показывались в течение всего 39 миллисекунд, то есть менее 1/25 секунды. За предложенное время рассмотреть детали лица практически невозможно, тем не менее испытуемые давали по семибалльной шкале такую оценку агрессивности, которая, что удивительно, почти совпадала с результатами, ранее полученными исследователями при психологическом тестировании.
Мозг каким-то образом на основе крайне скудной информации сумел определить предрасположенность к агрессии. Когда время на рассматривание фотографии увеличили до двух секунд, результаты снова оказались схожими, и ученые приступили к поиску признака, который позволил бы получить точную оценку за короткое время.
Поскольку выражение лица на всех снимках было нейтральным, в качестве маркера агрессивности ученые избрали иную величину, а именно относительную ширину лица, то есть расстояние между щеками по отношению к промежутку от верхней губы до переносицы. Чем эта ширина больше, тем агрессивнее кажется лицо. Судя по ряду других данных (в том числе, например, сообщению ScienceDaily о проведенном учеными опыте, подтвердившем, что хоккеисты с широкими лицами чаще отправляются на штрафную скамью), это неспроста.

Новая френология или гены?

Так означает ли открытие ученых, что найден однозначный маркер агрессии или даже криминальных наклонностей?
Нет. Более того, науке известны две попытки назвать такие однозначные признаки, но в обоих случаях они провалились. Френология, учение XIX века о связи формы черепа с теми или иными психологическими характеристиками человека, не выдержала экспериментальной проверки.
Теория итальянского криминалиста Чезаре Ломброзо, которая тоже предполагала связь криминальных наклонностей с определенными чертами лица, впоследствии была опровергнута, поэтому говорить об однозначной связи с агрессивностью тех или иных параметров (ширина лица, выраженность скул, форма лба) не приходится. Впрочем, канадские исследователи говорят в своей работе не об однозначной связи, а о корреляции - взаимном изменении двух разных признаков.

Примером коррелирующих величин, например, является средний уровень зарплат и средняя стоимость вынесенными ворами-домушниками имущества. Или доход продавцов лыж и среднегодовая температура - в обоих приведенных примерах очевидно, что причинно-следственной связи может и не быть. Рост зарплат вовсе не способствует росту преступности, а число проданных лыж тоже определяется далеко не только температурой, но и доходом населения, его численностью и популярностью лыжного спорта. Корреляция чаще всего является указанием на некоторую скрытую связь, а в случае с шириной лиц и агрессией эта скрытая связь может осуществляться через гены.
Белок, который кодирует один ген, может влиять не только на какой-то один признак (скажем, на величину скуловых костей или структуру коры головного мозга), но и на несколько признаков сразу. Если, к примеру, ген связан с формированием мужских половых желез и выработкой гормона тестостерона, его активность во время внутриутробного развития определит, по сути, пол человека - строение половых органов, развитие волосяного покрова на теле, соотношение между жировой прослойкой и мышцами, ширину таза, соотношение между длиной пальцев и даже работу мозга.
Попутно на все эти признаки будут влиять и другие гены, а также внешние условия. На гены могут наложиться мутации и подавляющие/активирующие их факторы. В среднем обладатели более широких лиц могут быть несколько агрессивнее узколицых. Но еще не факт, что эта закономерность столь же успешно сработает во всех культурах. У японцев и китайцев, генетически более предрасположенных к депрессии, фактически депрессивные расстройства встречаются реже, потому что культурные особенности нивелируют влияние генов.

Тогда зачем?

Если результаты настолько условны и применимы только для одной культурной группы, то зачем проводить такое исследование? Ученые считают, что их исследование позволило выяснить, как мозг принимает решения на основе скудной информации и как формируется подсознательная оценка того или иного человека. То, что в итоге это впечатление может оказаться и неверным, уже не столь важно, ведь понимание того, как мозг ошибается, ничуть не менее важно, как он принимает верные решения. Дальнейшие исследования помогут вскрыть и природу большей агрессивности у широколицых.
Возможно, это влияние генов, а возможно, и известный социологам эффект самосбывающегося пророчества. Если мозг подсознательно оценивает таких людей как более агрессивных, то это может повлиять и на отношение к широколицым, которые, столкнувшись с недоверием, в свою очередь, именно поэтому могут начать вести себя более агрессивно в сравнении с другими людьми.

КНДР предупредила о "беспощадном ударе" по США КНДР предупредила о "беспощадном ударе" по США