4. Урал и Сибирь. Хорошо развитый промышленный и научный потенциал. Существенная этническая разнородность. Позиции православия сильны, но неочевидны.Достаточная удаленность от Центра, позволяет местной элите вести более-менее независимую политику. Наиболее спокойные регионы, способные со временем превратиться в самостоятельные государственные образования. 5. Бурятия. Сильные позиции буддизма и достаточно серьезное влияние Монголии. 6. Дальний Восток. Серьезное влияние Китая и Японии. Позиции православия достаточно слабы, несмотря отсутствие серьезной конкуренции со стороны других конфессий. Большая удаленность от Центра, ощутимая разница в часовых поясах позволяет местной элите формировать относительно независимую политику.
В данном разграничении границы, конечно же, условные. Главный посыл в другом - способна ли современная власть в России обеспечить развитие государства и общества в целом с учетом тех особенностей, которые приведены выше? Ответ очевиден - нет. Трудно сформировать ту идеологическую доминанту, которая способна была бы объединить общество и направить его развитие. Единственной объединяющей идеологией в России в современных условиях может быть только признание гегемонии русского народа. И вновь возникает мессианская идея. Мечтания о роли России как мессии, как учителя всех народов или даже спасителя мира. В результате Россия все время оказывалась во власти деспотических режимов, кровавых катаклизмов. Относясь подозрительно ко всему чужеродному, русские склонны винить в своих бедах кого угодно: евреев, "черных", китайцев, немцев, американцев, но только не самих себя.
По сути можно наблюдать возрождение известной идеологемы "православие, самодержавие, народность". Вывод, относительно идеологии для России, да и самой России неутешительный. Вновь идет идеализация прошлого и неспособность сформировать направление будущего. Отсутствие четких идеологических ориентиров наносит удар по культурному развитию, экономической нестабильности, образованию, что мы и наблюдаем сегодня в России, а значит, конфликты будут только нарастать.
Будет уместным предположить, что единственным условием сохранения русского этноса, русской культуры и языка является переход на конфедеративное устройство страны. Иначе усиливающиеся конфликты на этнической, национальной и религиозной почве могут привести к уничтожению России и русского народа. Образование государства на конфедеративной основе будет способствовать сохранению нашей истории и культуры, развитию экономики. Тем более, что Северный Кавказ приобрел статус конфедерации. Можно вспомнить историю, когда Русь уже переживала раздробленность и вновь объединилась, стала сильным государством и добилась немалых успехов, став позже империей. Но современная элита на это не пойдет, потому что очень много потеряет в отношении власти и финансов. Эта элита еще верит в возрождение СССР.
Картина проблемности идеологического обоснования была бы неполной без анализа социальной структуры общества. Точнее той ее части, где раскрывается вопрос взаимоотношения местной элиты и общества. Роль элиты переоценить трудно. В идеале элита ведет за собой нацию, предоставляет ей духовные ориентиры, возглавляя государство и управляя хозяйственной жизнью. На элите лежит ответственность за развитие и сохранение национальной культуры, а также за воспитание всего народа. Отвечает ли наша элита тем требованиям, которые указаны свыше? На этот вопрос мы сможем ответить, когда проанализируем два важных показателя: легитимность элиты и ее возраст. Легитимность необходима, чтобы оценить реальные ресурсы элиты. Возрастной ценз, в свою очередь раскрывает мировоззренческую совместимость элиты и общества. Понятие легитимности включает в себя не только законность власти, но и поддержка общества. Если первое условие еще соблюдается, то поддержкой общества элита не пользуется. Если за основу анализа взять такой показатель как возраст, то обнаруживается, что 70% чиновничьего аппарата составляют люди, чье мировоззрение сформировалось в СССР, то есть в эпоху доминирования коммунистической идеологии. Большую часть этих чиновников представляют выходцы из силовых структур. Само собой возникает вопрос: способна такая элита удовлетворить идеологические запросы молодого поколения? Налицо идеологическая несовместимость власти и общества. Как следствие, несовместимость экономического мировоззрения. Власть оказалась неспособной отказаться от советских методов руководства, где доминировала административно-командная система управления и приспособиться к изменениям времени. Им остается только всячески препятствовать новым экономическим реалиям, что бы культивировать миф об экономической эффективности Советского Союза. Кроме того, культивируется миф сталинских методов управления страной. Таким образом, политика десталинизации и десоветизации российского общества потерпела крах. По сути, российская элита, в основном на местах, осталась в формате средневекового мышления. Такое мышление склонно решать проблемы внутри страны только силовыми методами, а значит нарастание внутриполитических конфликтов неизбежно. Большой проблемой, с которой Россия не сможет потянуть груз ответственности является коррупция. Сама элита заинтересована в коррупции, так как при ней легче решать свои собственные проблемы, но не проблемы общества. Даже само общество не возражает против наличия коррупционных схем. Приходится констатировать тот факт, что закон в России рассматривается с точки зрения удобства. Так сложилось исторически - русский человек уважает закон силы, но не силу закона. На первом месте в психологии русского человека стоит справедливость, причем справедливость житейская, но не закон. Скорее всего, можно предположить, что борьба с коррупцией, которую провозгласил президент России, окончится неудачей.
Важной составляющей демократического развития государства считается наличие продуктивной оппозиции. Сама оппозиция, в силу своей политической устремленности находит способы оценить угрозы в обществе, и совместно с правительством, решать зреющие проблемы. Но для современной России, российского руководства наличие оппозиции неприемлемо. Еще раз приходится констатировать, что российская элита желает решать проблемы силовым методом. Такие методы дают быстрый, но опасный результат. Такое положение только усиливает конфликтное настроение общества.
Итак, подводя итог анализа политических конфликтов в России, можно отметить органическую связь геополитики, идеологии и экономики. Без такой связи, в таком государстве как Россия, невозможно будет преодолеть, либо локализовать конфликты. В этой части анализ вопроса касался именно того исторического наследия, который лежит в основе современного конфликта в России и, который позволит спрогнозировать развитие ситуации в будущем. Россия может оказаться страной, которая не только победила нацизм и фашизм, но и местом, где эти античеловеческие направления зародятся. Для этого необходимо вновь обратиться к условиям формирования и зарождения нацизма и фашизма.
Внутриполитический кризис также очевиден - власть неспособна предложить действенный и эффективный курс для страны.
Декабрьские события в стране, когда огромные массы молодых людей скандировали националистические лозунги с требованием изгнать из России и, в частности, из Москвы лиц кавказской или азиатской национальности, обнажили те противоречия, которые давно зрели в стране, в обществе.Россия оказалась на грани гражданского противостояния. Ксенофобия, которая никогда не приписывалась русскому характеру, сплотила массы людей и вывела их на улицы. Здесь необходимо правильно оценить ситуацию и спрогнозировать будущее развитие событий.
Вполне допустимо предположить, что такое развитие ситуации выгодно существующей власти. Как указывалось ранее, неспособность элиты предложить обществу курс экономического развития страны, где гражданину обеспечивалась бы достойная жизнь, заставило элиту прибегнуть к "отвлекающему маневру". Нужно найти "виновника" экономической нестабильности в лице "чужих", дождаться необходимого количества жертв, что бы потом возглавить "национально-освободительное" движение против этих чужих и вновь остаться у власти. История знает много таких примеров и хорошее знание элитой психологии толпы, наличие властных ресурсов, наличие финансов позволяет ей управлять конфликтными процессами. Приглушить их и вновь разжечь, когда будет выгодно. На самом деле, вопреки утверждению российских СМИ о том, что ситуация вышла из под контроля, ситуация контролируется. Просто еще не настало время направить развитие ситуации в нужное русло. Ненависть к "чужим" еще не дошла до той точки кипения, когда ситуация действительно должна стать неуправляемой. Молодые люди в силу своей необразованности, отсутствия жизненного опыта идут на поводу у элиты, хотя им кажется, что все они делают самостоятельно. Данное заблуждение всегда приводило к власти диктаторов (Гитлер, Сталин).
На самом деле межэтнические и межконфессиональные конфликты больше носят надуманный характер. Да, есть культурная несовместимость, разность менталитетов, несовпадение мировоззрений. Но все же, если тщательно рассмотреть ситуацию, Россия не единственная мультиэтническая страна. В ряде стран присутствует полиэтническая общность (США, Канада, Грузия и др.), однако проблем с этническим общением не возникает. Почему? Ответ, опять же, кроется в способности элиты предоставить равные возможности для развития этносов, их равное участие в политической жизни общества, реализация различных экономических программ, правовое обеспечение деятельности, развитие малого и среднего бизнеса, меритократия, толерантность и т.д. То есть все условия, которые отсутствуют в России. Возвращаемся к тому, что элита сама заинтересована в разжигании межнациональной розни в России. Иначе скрыть свою экономическую и политическую несостоятельность не получается. Проще разжечь этот конфликт, управлять им и прекратить его тогда, когда созреют необходимые условия, что бы самим закрепиться у власти.
Таким образом, налицо все условия для формирования националистического движения, формирования фашизма, ксенофобии. Условия расширения политического конфликта настолько очевидны, что настал период действия власти и общества.
Сегодня, в современной России вряд ли найдется та сила, тот источник стабильности, который способен сформулировать стратегические ориентиры развития государства. Как правило, для общества такими силами выступают либо элита, так как она обладает необходимыми для этого условиями. Элита - показатель духовного роста нации, это такой "локомотив" общества, который способен повести за собой наиболее образованную часть общества, те в свою очередь потянут за собой массы. О российской элите уже было сказано выше. Однозначно, что сегодня она больше вредит обществу, чем помогает.
Далее, церковь. Русская православная церковь в очередной раз совершает те же ошибки, которые совершала накануне октябрьской революции 1917 года. Церковь занялась политикой, чего не должна никогда делать. С учетом того, что общество не доверяет власти, которую поддерживает церковь, следовательно, такое же недоверие и к церкви. Известны выдающиеся философские труды относительно духовности России, о ее мессианстве, но теория так и осталась теорией, не воплотившись в практику. То есть и это звено достаточно слабое.
Идеология. Проблемы идеологического выбора более, чем очевидны. Россия до сих пор находится в идеологической ловушке и не в состоянии выработать и предложить идеологическую основу развития страны.
Таким образом, формируется ситуация, которая может привести к большому гражданскому противостоянию, ростки которого наблюдаются уже сегодня. Противостояние на национальном, этническом, расовом и религиозном уровне - своего рода прикрытие, ширма, за которой серьезные внешне и внутриполитические проблемы. Точка бифуркации, достигнув своего пика, обязательно приведет к развитию ситуации в нежелательном для России направлении. Опасность еще и в том, что российская элита может пропустить точку бифуркации и страна прекратит свое развитие, будет отброшена на многие столетия назад.
В сложившихся условиях Россия может исправить ситуацию только через изменение формы государственного устройства. Переход к конфедеративной системе, несомненно, приведет к распаду России на несколько государств. Данные распад нельзя рассматривать только с негативной стороны. Если во главу угла ставить несбыточные мечты о былом величии России, или возрождения СССР, то крах страны неминуем. Надежда на то, что Россия вновь чудесным образом переживет трудности, может не оправдаться. Если же Россия желает сохранить свою культуру, историю и саму государственность, чтобы потом вновь стать центром объединения, она должна признать выгодность конфедеративной системы устройства государства. В истории России такие ситуации были - это и период раздробленности, после чего Россия стала еще более сильной, это и период Смуты, после чего Россия вновь смогла объединиться и через сто лет стать империей. Это и период гражданской войны 1918-1922 годов, после чего образовалось новое Советское государство, став в последствие сверхдержавой. Очередное признание необходимости изменения устройства государства, причем добровольно, предотвратит гибель государства, иначе распад произойдет насильственно и Россия исчезнет.
Таким образом, завершая характеристику политических конфликтов в России, необходимо отметить важное влияние внешних факторов на развитие государства. Подчеркивая особенность русского менталитета, русской психологии, которая соотносит смысл истории русского государства со смыслом истории всего человечества, то логически вытекает, что без устойчивых позиций России на международной арене, она не может избежать глубоких политических конфликтов. В отличие от других развитых государств, где политические конфликты способствуют прогрессивному развитию страны и общества, в России политические конфликты вызовут распад государства.
Интерес Грузии в том, что бы иметь в соседстве стабильную Россию, с которой можно было бы вести сотрудничество по всем направлениям. |