Броские статьи в средствах массовой информации о том, что переговоры премьер-министра России и президента Украины в очередной раз закончились провалом не открывают всей глубины напряжённости отношений двух стран и двух братских народов.
Я бы начал со стратегической программы развития этих отношений, которая была задана геоополитиком, теоретиком с мировой известностью, активным участником организации мировой политики, советником нескольких президентов Соединённых Штатов Америки. Збигнев Бжезинский однажды сказал, что, если Украина будет отторгнута от тогда ещё Советского Союза, то этот "геополитический монстр" быстро закончит своё существование. Собственно, не важно как называть геополитическую субъектность нашей страны - была и Российская Империя, был и Советский Союз, сегодня - это Россия. Дело в том, что есть русская (российская) цивилизация, судьба которой определялась тысячелетиями, и её народы, близкие даже генетически, близкие в славянстве, в православном вероисповедании, в культуре, языке, традициях, исторической памяти, в горечи поражений и величии побед, в единой системе хозяйствования и экономики, использования природных ресурсов и других ландшафтно-климатических обстоятельств, являются неразрывными. Разъединять их - это резать по живому, отрывать детей у матери, выгонять родителей из дома детей и т.д.
Это не пафосная беллетристика, а почти летописная характеристика той трагедии, которую переживают вот уже 20 лет украинский и русский народы, а также все народы российской цивилизации, большой исторической России. Бжезинский был прав, что распад этой России - это путь к её смерти. Но, увы, эта его правота лежит в основании действий наших геополитических противников. Запад потратил много денег и усилий для того, чтобы выиграть холодную войну, для того, чтобы повлиять намассовое сознание наших народов в годы позднего Советского Союза и в это двадцатилетие. До сих пор ретивые либерально-демократические силы, партии и партийки, клубы и движения с ненавистью относятся к цивилизационному единству, к русской культуре, самостоятельному пути развития, к тому, что интеграция, восстановление разрушенных связей и пространства неизбежно, целесообразно, благотворно должны происходить. Поэтому любые проявления и возможности этой интеграции подвергаются осмеянию, оболганию, опоганиванию, опусканию в массовом информационном потоке.
Времена Кравченко, Кучмы и Ельцина, Ющенко и Путина сменились на период Януковича и Путина-Медведева. Сменилась ли политическая повестка в отношениях двух стран? Да сменилась, но, к сожалению, в сторону упрощения, в сторону коммерциализации, в сторону прагматизации. Перемены произошли в направлении не самом благотворно-эффективном для реставрации отношений народов.
Если вычленять ключевые обстоятельства отношений двух стран, я бы назвал три слова: из двух, трёх и четырёх букв. Это ЕС, Газ, Флот. Причём в пространстве этого треугольника идёт неизменная торговля, почти как у привокзального коммерческого киоска. Украина: "Россия, снизь цены на газ! За это мы повесим вывеску над входом на военно-морскую базу российского флота, что ей там быть не до 17-го года, а до 40-го". Конечно, все понимают, что гвоздики, которыми приколочена эта табличка, до 40-го года не продержатся - придут новые власти со своим гвоздодёром. Но за это Россия снижает цены на газ, (примерно на 30%), и выплачивает миллиарды долларов за "аренду" Черного моря. Оно бы вроде и хорошо, действительно, Севастополь - военно-морская база, но ведь надо понимать, что уровень безопасности России в её военно-морском компоненте сегодня совершенно не тот, который был во времена единства страны. Само состояние этой базы весьма плачевно, начиная с того, что уникальный подводно-подземный ремонтный завод просто уничтожен, демонтирован, разграблен и ликвидирован, и заканчивая тем, что Конституция Украины запрещает ей через институт подобной иностранной военной базы участвовать в военных конфликтах. Пример грузинской агрессии, когда Россия была вынуждена задействовать свои Черноморские военно-морские силы, говорит о том, насколько шаток этот баланс.
Украина, торгуясь с ЕС и Россией, как будто бы забывает о стратегическом цивилизационном, человеческом, геополитическом выборе для страны, который связан с восточным вектором по всем перечисленным выше историческим цивилизационным основаниям. Невозможно переключить единую российскую историю, российский народ, культуру, инфраструктуру, ментальность, фактическое состояние страны, в которой как в целостности и украинская история и все остальное, на европейский потенциал, на европейские стандарты и правила жизни! И надо понимать, что и в Европе это осознают и никогда не примут ни Украину, ни Россию, как равноправного участника европейских интеграционных структур. Максимум - это католический украинский запад. Но это - тоже резать страну по живому, тем более что большая часть страны - это все-таки Восток.
Что касается НАТО, её задача заключается только в том, чтобы Украину сделать донором пушечного мяса и определённых бюджетных затрат и подчинить её полному военно-политическому контролю. Ничего другого Европе и НАТО от Украины не нужно.
Посмотрим на Россию. Если опять-таки отбросить все правильные дежурные телевизионные слова, заверения и призывы, то остается то самое слово из трёх букв. Все самые напряжённые обстоятельства экономических, политических и дипломатических отношений двух стран в последние годы упираются именно в это фатальное слово. Возникает впечатление, что Россия позиционирует себя на мировом рынке как коммерсант, единственной целью которого является максимизация прибыли от торговли газом. Это вызывает газовые войны, это разрушает гармонию отношений даже в союзном государстве с Белоруссией. За много лет, условно говоря, по цене на газ распродана система коренных глубинных межстрановых отношений в пространстве СНГ. Россия уже давно не воспринимается, как геополитический лидер, как экономический центр постсоветского экономического ареала, как гарант безопасности, как центр объединенных вооруженных или хотя бы оперативных антитеррористических сил. Уважение к России и ее геополитический авторитет неуклонно снижаются. И причина тут не только в том, что она стремится выгодно реализовать свои природный бонусы, а в том, что все остальные геополитические и геоэкономические потенциалы, которые скрепляли Советский Союз и досоветскую Россию и которые должны были бы скреплять сегодня геополитический русско-российский цивилизационный ареал, удивительным образом отвергаются.
Начнём с того, что если Европейский Союз или геополитическое пространство под руководством Соединённых Штатов являются центром экономического притяжения, используя свои финансовые ресурсы, возможность трансферта высоких технологий, научных знаний, крупного машино-строительного, энерго-строительного, просто строительного потенциала и кредитных возможностей, то в России всё наоборот! Россия собственными руками уничтожает свой научно-технологический потенциал, некогда поддерживаемый на мировом уровне. Она сокращает финансирование науки и образования, она закрывает институты, она настроила свои образовательные схемы на подготовку эмигрантов, которые уже на первых курсах только и мечтают о том, как бы уехать из России. Именно для этого вводится система, стандартизующая поставку по российским меркам бакалавров-недоучек на Запад. В их системе нужны именно такие подмастерья. Россия опустила качество подготовки естественно-научных специалистов, физиков, химиков, математиков, готовя юристов и экономистов. Она реализует свой магистральный курс на коммерциализацию всего и вся. Любой здравомыслящий человек понимает, что если страна не собирается работать, производить, развиваться, а пытается существовать только на торговле и спекуляции, то никакого аттрактивного импульса такая страна не производит.
Мировая социология отчётливо демонстрирует, как снижается уважение и доверие к России. Россия демонетизировала свою экономику, ликвидировав в суверенном финансовом активе колоссальную сумму объемом в два годовых бюджета. При этом, собственный бизнес, собственные хозяйствующие структуры она выдавила за рубеж, и они кредитуются там, попадая не только в экономическую десуверенизацию, но ещё и в десуверенизацию политическую. Россия практически ликвидировала свой финансовый потенциал для кредитования не только собственного развития, но и для кредитования сопредельных государств. Россия практически лишила себя финансового суверенитета, когда ввела так называемый Currency Board, когда основной финансовый регулятор Центральный Банк России производит рублевую эмиссию только в объеме долларовой выручки, поступающей в страну. Поступает она от продажи сырья, а объемы закупок на Западе и цену этих закупок диктует сам Запад.
Если проанализировать повестку переговоров, в том числе последних встреч руководителей двух стран, можно опять увидеть это магическое словечко "газ". Это не что иное, как попытка двух коммерсантов заключить сделку. На этом фоне, в этих условиях попытка призвать Украину к интеграционным процессам, к участию в едином Таможенном Союзе выглядит бесперспективно. И действительно, зачем это нужно Украине, если по всем перечисленным вопросам она не получает ни убедительных сигналов, ни привлекательных предложений, ни системной осмысленной геополитической и цивилизационной программы со стороны России? В этом причина не весьма успешных переговоров, в этом причина колебаний Украины, то налево - на Запад, то направо - на Восток, зависящих на самом-то деле не от глубинных стратегических интересов и программ развития, а от той самой пресловутой коммерческой выгоды.
Вообще, навязанная постсоветскому пространству замена высоких ценностей государственного, человеческого развития, ценностей нравственности, справедливости и гуманности на меркантильные, денежные обстоятельства выглядит как приговор. Пока Конституция России настраивает всю её хозяйственную, политическую систему на коммерческую прибыль, а не на реализацию высших ценностей - всё будет именно так и никак иначе.
Поэтому, отдавая должное усилиям премьер-министра страны В. Путина по расширению повестки переговоров и отношений двух стран, нужно совершенно уверенно понимать, что без изменения масштабных высоких и всеобъемлющих ориентиров развития, называемых еще экономической социально-политической моделью успеха, никакого продвижения в российско-украинских отношениях не добиться.
Последние переговоры не очень успешны неслучайно. Мы уверенны, что историческая логика с неизбежностью приведёт к тому, что российскому народу, российской элите, российскому руководству придется не только задуматься, но и решиться на то, чтобы эту убогую коммерческую, торговую, сателлитную к Западу, американо-центристскую модель управления, изменить на модель, основанную на историческом и державном достоинстве страны, на национальных интересах и национальной безопасности страны и ее народа. Это обязательно произойдет, и чем раньше начнется этот процесс, тем быстрее Россия добьется успехов в межгосударственных переговорах с братскими народами и сопредельными государствами. |