В Пентагоне рассказали о путях модернизации вооруженных сил
В Пентагоне рассказали о модернизации американской армии
Швеция раздумывает об отправке войск на восток Украины
Климкин рассказал, что необходимо сделать для ввода миротворцев в Донбасс...
Лавров рассказал о феномене Виталия Чуркина
В Киеве сочли невозможным размещение белорусских миротворцев в Донбассе...
ОБСЕ зафиксировала случаи нападения радикалов на здание Россотрудничества в КиевеОБСЕ зафиксировала случаи нападения радикалов на здание Россотрудничества...
Россия призвала Украину положить конец выходкам националистовРоссия призвала Украину положить конец выходкам националистов
Путин подписал пакет законов об амнистии капиталаПутин подписал пакет законов об амнистии капитала
В России с июля запустят систему биометрического распознаванияВ России с июля запустят систему биометрического распознавания
В Пентагоне рассказали о путях модернизации вооруженных силВ Пентагоне рассказали о путях модернизации вооруженных сил

Выделен новый класс мощных взрывов звёзд

Новости науки и техники: Выделен новый класс мощных взрывов звёзд
Интернациональная группа астрономов, возглавляемая Робертом Квимби (Robert Quimby) из Калифорнийского технологического института (США), составила описание нового класса сверхъярких взрывов звёзд.

В обозначенную учёными группу входит шесть объектов. Первые два, сверхновые SN 2005ap и SCP 06F6, были найдены телескопом техасской Обсерватории Макдональда и "Хабблом". SN 2005ap оказалась самой яркой из известных сверхновых, а SCP 06F6 имела очень странный спектр, но никакой связи между этими двумя взрывами, отмеченными несколько лет назад, обнаружено не было; по словам г-на Квимби, специалистам помешало то, что SN 2005ap удалена на три миллиарда световых лет, а SCP 06F6 - сразу на восемь. Появляющийся в результате этого сдвиг "замаскировал" сходство спектров.

Оставшиеся четыре вспышки (PTF09atu, PTF09cnd, PTF09cwl и PTF10cwr) были зарегистрированы совсем недавно в рамках проекта Palomar Transient Factory, а их спектры астрономы сняли с помощью телескопа им. Уильяма Гершеля и телескопов Обсерватории им. Кека и Паломарской обсерватории. Четвёрка располагается на таких удалениях, которые попадают в интервал между SN 2005ap и SCP 06F6, что упростило задачу исследователей и способствовало выделению особого типа сверхновых с необычными спектрами, заметно смещёнными в синюю область.

Новый класс явно отличается от всех прочих, так как характеристики шести упомянутых объектов не моделируются стандартными способами. Первый "классический" механизм зарождения излучения при взрыве звезды - распад синтезированных элементов (в первую очередь 56Ni) - группа г-на Квимби сразу же исключила на том основании, что вспышки имели нехарактерную для процесса радиоактивного распада длительность. Появление излучения также можно было бы связать с воздействием взрыва на вещество, богатое водородом, однако никаких следов водорода спектры шести сверхновых не содержали.

Поскольку традиционные схемы здесь не работают, авторам пришлось выдвигать собственные гипотезы, объясняющие свойства обнаруженного секстета. Одна из моделей построена на предположении о том, что астрономы наблюдали результаты взрыва пульсирующих звёзд массой в 90-130 солнечных, которые сбрасывали лишённые водорода углеродно-кислородные оболочки. При нагревании таких оболочек можно получить излучение с нужными характеристиками.

В другой модели после взрыва на месте светила остаётся магнетар - быстро вращающаяся нейтронная звезда с исключительно сильным магнитным полем. Взаимодействие с окружающим ионизованным веществом должно замедлять вращение магнетара, что приводит к выделению энергии, которая, возможно, и сделала сверхновые чрезвычайно яркими.

Если теоретики захотят выбрать одну из этих моделей или разработать что-то своё, им придётся подождать новых экспериментальных данных. "Сейчас я исследую ультрафиолетовые спектры сверхновых на "Хаббле", - говорит г-н Квимби. - Хочу составить более детальную картину эволюции вспышек, чтобы модели можно было сравнивать".

Полная версия отчёта опубликована в журнале Nature.

В Пентагоне рассказали о модернизации американской армии