США отказываются признавать вину за гибель российского генералаСША отказываются признавать вину за гибель российского генерала
Почему спать лучше голымПочему спать лучше голым

Каннабиноидный рецептор защищает мозг от старения

Новости науки и техники: Каннабиноидный рецептор защищает мозг от старения
Каннабиноидный рецептор СВ1 помогает нейронам противостоять воспалительным процессам и возрастным изменениям в головном мозге, приводящим к гибели нервных клеток.

Наш мозг стареет вместе с телом, и отмирание нервных клеток со временем приводит к тому, что в медицине именуется сенильной деменцией (или, более привычно, старческим слабоумием). Факторы, определяющие скорость старения мозга, во многом остаются тайной, хотя наиболее общие причины, ускоряющие дегенерацию нервной ткани, можно назвать - это стрессы, накопление токсичных веществ, воспалительные процессы, усиливающиеся с возрастом. Но, с другой стороны, человеческий организм располагает набором средств, помогающих защитить нервную ткань от слишком быстрого отмирания, или даже залечить полученные повреждения.

Исследователи из университетов Бонна и Майнца (оба - Германия) сообщают, что в роли защитника мозга может выступать довольно своеобразная белковая молекула - каннабиноидный рецептор 1 (CB1).

Этот рецептор существует, естественно, не только для связывания тетрагидроканнабинола, в самом мозгу есть система эндоканнабиноидных переключателей (таких как анандамид) нервных сигналов, которые связываются как раз с CB1 на поверхности нейронов. Как оказалось, выключение этого рецептора приводит к ускоренному старению мозга.

Исследователи проводили эксперименты с разновозрастными мышами, одни из которых были совсем молодыми, шести недель от роду, другие находились в среднем, пятимесячном, возрасте, а третьи представляли собой годовалых "стариков". Мышей запускали в водный лабиринт, где они должны были найти площадку, на которую можно было выбраться. Кода подопытные запоминали местоположение заветной площадки, её перемещали, и животные должны были искать её снова.

Как пишут учёные в журнале PNAS, мыши, у которых каннабиноидный рецептор не работал, с трудом находили спасительный островок, обнаруживая ухудшения памяти и способностей к обучению. У таких животных отмечалась повышенная смертность нейронов в гиппокампе - зоне мозга, отвечающей за "накопление" памяти. Отсутствие работающих каннабиноидных рецепторов повышало воспалительные риски в мозгу и гибель нейронов от воспаления, тогда как присутствие этих рецепторов обеспечивало противодействие воспалительным процессам со стороны вспомогательных глиальных клеток.

Без рецепторов мозг мышей старел быстрее и нёс не в пример большие нейронные потери, чем мозг нормальных животных. Скорее всего, за поддержание мозга в добром здравии отвечает вся система эндоканнабиноидов, и рецептор СВ1 лишь её часть. Учёным ещё предстоит выяснить, как именно эта система препятствует гибели нервных клеток; во всяком случае пока они воздерживаются от рекомендаций употреблять побольше марихуаны по достижении преклонного возраста.

Подготовлено по материалам Боннского университета.

Yuri
Если каннабиоидные рецепторы столь важны, то их надо беречь, а значит воздерживаться от курения марихуаны ? это очевидно. Что касается сохранения и восстановления нервных окончаний в мозге, то есть одно проверенное средство ? решение кубических уравнений, изучение французской грамматики, английской литературы, etc. Говоря проще, ученье ? свет, а неученых ? тьма. Что же такого, сладостного есть в учебе? Человек меняется, когда учится. Возможно поэтому все (большинство) вспоминают детство и период своего взросления с особой теплотой, потому что это были периоды их тотального обучения, а значит им постоянно приходилось постигать что-нибудь новое. Пусть вначале тяжело, надо даже совершать над собой усилия, порой неимоверные, тем слаще результат. Но настоящий ученый не может продвигаться просто изучая что-либо, т.е. просто накапливать материал, нужна опытная база, опыт, цель опыта, объект опыта, результат и т.д. А если все это можно замкнуть на себя, т.е. стать объектом, инструментом и автором опыта, иметь так же аудиторию, чтобы выставить на суд плоды труда своего. Об этом можно только мечтать! Человек ? уникальнейший инструмент, осталось лишь верно найти точку приложения.

Современный автомобиль необходимо защищать антивирусом Современный автомобиль необходимо защищать антивирусом