Опубликована информация об "экстремальной" радиации на УралеОпубликована информация об "экстремальной" радиации на Урале

Астрономы обнаружили планету-алмаз

Новости науки и техники: Астрономы обнаружили планету-алмаз
Пульсар в созвездии Змеи "съел" свою звезду-компаньона, оставив лишь "косточку"-ядро в виде алмаза массой с Юпитер, сообщают авторы статьи, опубликованной в журнале Science.

Пульсары - нейтронные звезды, остатки взорвавшихся сверхновых, от полюсов которых исходят узкие пучки радиоволн. Обычно "новорожденные" пульсары вращаются очень быстро и постепенно замедляются, расходуя на излучение собственную энергию. Однако в двойной системе он может вновь "раскрутиться", забирая вещество у звезды-"соседа" - такие пульсары называются миллисекундными, поскольку они делают один оборот за несколько миллисекунд (миллисекунда - одна тысячная доля секунды).

Миллисекундный пульсар PSR J1719-1438 в созвездии Змеи в 4 тысячах световых лет от Земли ученые нашли с помощью австралийского радиотелескопа Паркс. Период обращения пульсара составляет 5,7 миллисекунды, он в 1,4 раза массивнее Солнца, при этом его диаметр составляет всего 20 километров. Наблюдения британского телескопа Ловелла и телескопа обсерватории Кека на Гавайях показали, что новый пульсар - часть двойной системы с периодом обращения около двух часов. Расстояние между пульсаром и его компаньоном составляет около 600 тыс. километров, что немногим меньше радиуса Солнца.

"Мы заключаем, что вторая звезда (планета) в системе - скорее всего, остатки мертвого ядра звезды, которая восстановила пульсар, и, вероятно, состоит из гелия или более тяжелых элементов, например, углерода", - пишут ученые в статье.

Обычно, "раскручивая" миллисекундный пульсар за счет собственного вещества, звезда превращается в белый карлик - маленькую компактную "перегоревшую" звезду. Пульсар и его сосед находятся так близко друг к другу, что последний, по словам исследователей, может быть только очень сильно "похудевшим" белым карликом, потерявшим до 99,9% своей исходной массы и по своим параметрам уже сопоставимым с планетой.

Диаметр компаньона PSR J1719-1438 составляет не более 60 тысяч километров, иначе на столь близком расстоянии его бы "разорвал" пульсар. Однако при таком диаметре, примерно в пять раз большем, чем диаметр Земли, масса объекта близка к массе Юпитера. Таким образом, его плотность должна составлять около 23 грамма на кубический сантиметр - то есть, он в несколько десятков раз плотнее газового гиганта и по своей плотности сопоставим, например, с платиной.

По мнению ученых, такое сочетание параметров означает, что вещество "звезды-планеты" представляет собой кристалл - иными словами, этот объект похож на огромный алмаз. "Планета-алмаз", согласно их гипотезе - это все, что осталось от когда-то массивной звезды, "чудом избежавшей полного разрушения".

"PSR J1719?1438 показывает, что в ходе эволюции пульсаров в двойных системах могут возникнуть особые обстоятельства, которые позволяют звездам-компаньонам нейтронных звезд превращаться в экзотические планеты, не похожие на те, которые можно найти где-то еще во Вселенной", - заключается в статье.

Ученые отмечают, что это второй подтвержденный случай наличия у пульсара планеты-компаньона: у открытого пятым по счету пульсара PSR B1257+12 в 1992 году были обнаружены две планеты массой около трех земных каждая и объект, по массе сопоставимый с Луной - эти объекты считаются первыми найденными планетами за пределами Солнечной системы. Кроме того, планета, возможно, есть у пульсара PSR B1620-26, однако ее характеристики пока крайне неопределенные, передает РИА "Новости".
Взгляд http://www.vz.ru