В России скорбят из-за кончины ХворостовскогоВ России скорбят из-за кончины Хворостовского
Армен Джигарханян госпитализирован в больницуАрмен Джигарханян госпитализирован в больницу
Сотрудника Черноморского флота РФ задержали за шпионажСотрудника Черноморского флота РФ задержали за шпионаж

Стволовые клетки создали методом клонирования

Новости общества: Стволовые клетки создали методом клонирования
Американские ученые использовали технологию переноса ядра соматической клетки для того, чтобы вырастить персонифицированные эмбриональные стволовые клетки в неоплодотворенной яйцеклетке человека.

С помощью технологии клонирования стало возможным создание "персонифицированных" эмбриональных стволовых клеток в человеческом организме, заявляют ученые.

Генетический материал, извлеченный из соматической клетки кожного покрова человека, был перенесен в человеческую яйцеклетку. Впоследствии она была использована для создания эмбриона на ранней стадии развития.

Стволовые клетки имеют огромный потенциал для медицины, так как могут давать начало практически любым специализированным клеткам в человеческом организме.

Но образующиеся при этом стволовые клетки содержат хромосомы как "взрослой" клетки, так и самой яйцеклетки.

Использованный при этом метод - перенос ядра соматической клетки (клетки организма, не являющейся сперматозоидом или яйцеклеткой) в неоплодотворенную яйцеклетку, - произвел фурор в 1997 году, когда миру была представлена овца Долли.

Она стала первым млекопитающим, полученным из ядра взрослой соматической клетки, то есть клоном.

В 2004 году У Сук Хван, ученый из Южной Кореи, заявил о том, что ему удалось клонировать человеческий эмбрион и выделить из него стволовые клетки, теоретически способные заменить при трансплантации любые ткани без риска их отторжения.

Однако, как выяснилось позднее, большинство результатов его опытов по клонированию были сфальсифицированы.

Ведущий исследователь Нью-Йоркского Фонда стволовых клеток доктор Дитер Эгли говорит, что возможность использования технологии клонирования в человеческом организме до сих пор ставится под сомнение.

По его словам, другие "группы пытались работать в этом направлении, но безуспешно".

В своей статье, опубликованной в журнале Nature, доктор Эгли пишет, что и его исследовательская группа не добилась успеха, используя традиционную технологию.

Когда они извлекли генетический материал из яйцеклетки и заменили его хромосомами соматической клетки кожного покрова, яйцеклетка стала делиться, но на этапе 6-12 клеток деление останавливалось, и рост прекращался.

Когда же ученые оставили в яйцеклетке ее собственный генетический материал и добавили хромосомы клетки кожного покрова, яйцеклетка продолжала развиваться и достигала стадии бластоцисты, содержащей уже до 100 клеток. Иными словами, такая яйцеклетка становилась потенциальным источником эмбриональных стволовых клеток.

Яйцеклетки и сперматозоиды имеют по одному набору хромосом. При оплодотворении яйцеклетки получается эмбрион, который наследует одну половину хромосомного набора от матери, а другую - от отца.

В упомянутых уже опытах группы доктора Эгли создавались эмбрионы, где было не два, а три набора хромосом, что может стать большой проблемой.

Зачастую эмбрионы с неправильным числом хромосом просто нежизнеспособны. В иных случаях три копии только одной хромосомы приводят к таким генетическим заболеваниям, как болезнь Дауна.

Ученым нужно создать такие эмбриональные клетки, в которых будет только ДНК донора, то есть взрослой соматической клетки. Однако, когда механизм деления яйцеклетки запущен, и в ее ядре уже содержится определенный набор хромосом, разделить их уже практически невозможно.

Как сказал доктор Эгли в интервью Би-би-си, созданные его группой стволовые клетки "еще нельзя использовать в терапевтических целях".

"Мы только в начале пути, и нам еще многое предстоит сделать, - признал Эгли. - Мы рассматриваем нашу работу только как один из промежуточных этапов. Но мы можем сказать, что человеческая яйцеклетка способна превратить "взрослую" дифференцированную клетку, например, клетку кожного покрова в стволовую".

Профессор Мэри Херберт из Центра старения и здоровья при Университете Ньюкасла в Великобритании, говорит: "Это исследование показывает, что метод переноса ядра соматической клетки является недостаточным при работе с клетками человеческого организма".

"Однако авторам удалось сделать его более эффективным, оставив в яйцеклетке ее собственный генетический материал, - добавила она. - Хотя этот метод сам по себе не решает основную проблему, но он приближает нас к пониманию наших собственных недочетов в исследованиях".

С другой стороны, ученые исследуют и другой путь получения эмбриональных стволовых клеток. Вместо использования человеческой яйцеклетки, "взрослая" клетка помещается в специальную "химическую ванну", которая "репрограммирует" ее в стволовую клетку (т.н. индуцированные стволовые клетки).

Хотя это направление считается более этическим, существуют опасения, что полученные таким образом стволовые клетки нельзя будет использовать в терапевтических целях.

Между стволовыми клетками, полученными этими двумя методами, есть различия. В отличие от эмбриональных стволовых клеток индуцированные стволовые клетки более склонны к проявлению генов, вызывающих раковые заболевания.

Как говорит профессор Робин Лавелл-Бадж из Национального Института медицинских исследований Британии: "Результаты этого исследования будут рассматриваться как значительные и теми, кто пытается использовать метод переноса ядра соматической клетки для создания линии стволовых клеток, генетически идентичных клеткам пациента, так и теми, кто выступает против экспериментов по человеческому клонированию".
Корреспондент.net http://www.korrespondent.net