В Идлибе началась операция против "Джебхат ан-Нусры"*
Пострадавшим при нападении на школу в Улан-Удэ выплатят компенсации
Американский сенат перенес голосование по временному бюджету
Глава британского генштаба признал преимущество российской армии
Пентагон заинтересовался готовностью соседей России к условиям войны
США планировали включить Россию в программу "Звездные войны"
В Турции после обстрела из Африна пострадали 54 человека
Лавров назвал переворот на Украине позором ЕвропыЛавров назвал переворот на Украине позором Европы
Бойцы курдского ополчения подбили пять турецких танков в АфринеБойцы курдского ополчения подбили пять турецких танков в Африне
Одна из крупнейших бригад ВСУ покинула Донбасс в полном составеОдна из крупнейших бригад ВСУ покинула Донбасс в полном составе
В Идлибе началась операция против "Джебхат ан-Нусры"*В Идлибе началась операция против "Джебхат ан-Нусры"*

На нервной почве мозг садится на диету

Новости общества: На нервной почве мозг садится на диету
Во время напряженной умственной работы мозг трудится куда более интенсивно, чем руки теннисиста или ноги марафонца на дистанции.

Когда ресурсы на исходе и ситуация грозит истощением, наша нервная система "включает" белок под названием АМРК, тормозящий нейронную активность. Этот механизм защищает нас от возможного инсульта и других неприятностей.

Как известно, мозг активен круглосуточно: энергия нужна ему даже во время отдыха или сна. Огромных энергозатрат требуют так называемые потенциалы действия - крошечные электрические импульсы, проходящие по нервным клеткам со всеми их отростками. Именно благодаря тому, что нервные клетки беспрестанно обмениваются между собой сигналами, становится возможным осуществление всех функций человеческого организма - от правильной работы органов и систем до интеллектуальных и эмоциональных процессов. По отросткам нейронов сигнал передается в виде электрического возбуждения, подобно току, идущему по проводам.

Стыки между нервными клетками, синапсы, преодолеваются с помощью специальных химических веществ - нейромедиаторов. Для передачи даже небольшого нервного импульса требуется огромное количество энергии. При отсутствии достаточного количества кислорода, глюкозы, аминокислот и других необходимых веществ может наступить истощение и даже гибель нервной клетки, которая не справится со своей работой.

Проблема в том, что питание нервных клеток и хорошее питание самого человека - разные вещи. Как бы хорошо вы ни ели, ваши нервные клетки могут все равно недополучить полезных веществ из-за плохого кровотока, причиной которого, в свою очередь, становятся нелады с давлением, спазмы сосудов, гиподинамия и стрессы. У некоторых людей есть также врожденная склонность к недостатку некоторых нейромедиаторов.

Последствия истощения нейронов могут быть самыми неприятными. В лучшем случае это вялость, заторможенность, нежелание работать и вообще что-либо делать - в такие дни мы жалуемся, что "не можем включить голову". В худшем случае - массовая гибель нервных клеток, приводящая к инсульту. Но, как выяснили ученые, у мозга имеется защитный механизм, способный предотвратить гибель нейронов в ситуации истощения.

Трое британских исследователей: профессор Крис Пирс из университета Лидса, Марк Эванс из Эдинбургского Университета и Грэхем Харди из Университета Данди - рассказали о роли белка АМРК, или АМФ-активируемой киназы, в этом процессе. Фермент АМФ-активируемая киназа был открыт еще в 1980-х годах. Изначально было известно, что он участвует в процессе жирового метаболизма в печени. Но, как выяснилось недавно, этим функции АМРК не ограничиваются.

В статье, опубликованной в журнале PNAS, ученые описали механизм действия этого фермента в головном мозге: АМРК снижает частоту электрических импульсов в нейронах. Во время интенсивной работы в клетках идет активной расщепление АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты, основного энергетического "снабженца" организма) с выделением энергии. По мере истощения АТФ остается все меньше, а в клетках накапливается ее остаток - АМФ (аденозинмонофосфорная кислота). На ее присутствие и реагирует АМФ-активируемая киназа: она действует на белки ионных каналов, снижая разницу в ионном потенциале по разные стороны мембраны. Таким образом, нервный сигнал получается более слабым, и нейрон работает "вполсилы".

Ученые надеются, что полученные результаты найдут свое применение в медицинской практике. Используя механизм "частичного выключения" нейронов путем активации белка АМРК, можно спасти нервную ткань от гибели и предотвратить инсульт, а также те переутомления и срывы, причины которых коренятся в истощении нервной системы (например, в ситуации тяжелой умственной работы и хронического стресса).

Признаки нервного истощения знакомы любому опытному медику. Оно может выражаться в хронической усталости и чувстве разбитости, человек порой жалуется на незначительные, но частые недомогания - простуды, головные боли, боли в мышцах. Психологические реакции включают общее снижение настроения, чувство вины или безосновательной тревоги, раздражительности, или, напротив, равнодушия ко всему, а порой заканчиваются депрессией. Но главным симптомом врачи называют чувство "бесконечной усталости", когда сон не освежает, развлечения не радуют, а любая мелочь способна выбить из колеи.

Главная опасность при медикаментозном лечении нервного истощения - принять "побочные" симптомы вроде соматических болезней или депрессии за основные. Лекарства, назначенные в таком случае, никак не способствуют восстановлению самих нейронов. Конечно, нервная система обладает способностью к самовосстановлению, но процесс будет идти медленно. (Кстати, учеными было установлено, что за месяц может восстановиться всего один миллиметр нервной ткани).

Одним из средств искусственно "оживить" нервную систему являются ноотропы - группа нейрометаболических стимуляторов, оказывающих прямое активирующее влияние на умственную деятельность. Ноотропы улучшают энергетическое состояние нейронов, усиливают процессы синаптической передачи в ЦНС - словом, "подкармливают" истощенную нервную систему. Эта группа препаратов пришла на смену психостимуляторам вроде риталина, имевшим массу побочных эффектов, и вообще по воздействию сильно напоминавших наркотики. Однако специалисты предостерегают: ноотропы, при всей мягкости их воздействия, тоже являются искусственной подкормкой для мозга.

В какой-то момент от таблеток нужно будет отказаться, а дальнейшие усилия направить не на лечение, а на предотвращение нервных срывов. Но пока, жалуются врачи, люди выживают из своей нервной системы все возможное и невозможное, а после жалуются: мол, их карьера или напряженная учеба 10-часового сна не позволяют, а останавливаться на пути к успеху нельзя. Быть может, препараты будущего на основе АМФ-активируемой киназы помогут трудоголикам немного расслабиться?...