Швеция раздумывает об отправке войск на восток Украины
Климкин рассказал, что необходимо сделать для ввода миротворцев в Донбасс...
Лавров рассказал о феномене Виталия Чуркина
В Киеве сочли невозможным размещение белорусских миротворцев в Донбассе...
ОБСЕ зафиксировала случаи нападения радикалов на здание Россотрудничества в КиевеОБСЕ зафиксировала случаи нападения радикалов на здание Россотрудничества...
Россия призвала Украину положить конец выходкам националистовРоссия призвала Украину положить конец выходкам националистов
Путин подписал пакет законов об амнистии капиталаПутин подписал пакет законов об амнистии капитала
В России с июля запустят систему биометрического распознаванияВ России с июля запустят систему биометрического распознавания
Лавров раскритиковал "истерику на Западе" вокруг российского центра в СербииЛавров раскритиковал "истерику на Западе" вокруг российского центра в Сербии...
Израиль и США испытали установку ПРО для перехвата ракет в космосеИзраиль и США испытали установку ПРО для перехвата ракет в космосе
Швеция раздумывает об отправке войск на восток УкраиныШвеция раздумывает об отправке войск на восток Украины

Польза Луны сильно преувеличена

Новости науки и техники: Польза Луны сильно преувеличена
Считается, что наша планета обладает уникальными условиями для существования сложных форм жизни, какие трудно найти в Галактике или даже во Вселенной. Все дело в том, что Луна оберегает Землю от гравитационного поля Юпитера.

Если бы не этот спутник, наклон вращения вокруг своей оси был бы совсем иным, и климат на планете совсем бы не располагал к появлению жизни. Однако специалисты из NASA считают, что отсутствие естественного спутника необязательно делает планету безжизненной. "В нашей Вселенной может быть гораздо больше обитаемых миров", - заявил Джек Лиссойер из Исследовательского центра Эймса, одного из отделений NASA.

Господствующая теория о важной роли Луны в появлении жизни на нашей планете была выдвинута в 1993 г. Жаком Ласкаром, научным сотрудником Парижской обсерватории. Он утверждал, что естественный спутник позволяет Земле выравнивать угол наклона по отношению к своей оси. Он не позволяет гравитационному полю Юпитера изменить этот угол с привычных для нас 23 градусов.

Согласно вычислениям французского астрофизика, гравитационное поле Юпитера достаточно мощное для того, чтобы заставить Землю отклоняться от оси вращения на 85 градусов, если бы не существовало Луны. Он прибавил к этому расчет траектории оборота нашей планеты вокруг Солнца и выяснил, что наклон был бы не постоянным и менялся бы от 0 до упомянутых 85 градусов, вызывая шатание из стороны в сторону. Это привело бы к достаточно резким климатическим перепадам. В таком случае крупные сухопутные организмы, вроде людей или животных, не смогли бы выжить.

Эта теория призвана доказать уникальность жизни на Земле, поскольку считается, что менее чем у 10% других планет есть подобные спутники. Луна образовалась из осколков, оставшихся после столкновения Земли с крупным космическим телом, а случаи таких столкновений крайне редки, даже в масштабах Вселенной.

Джек Лиссойер решил поспорить со своим французским коллегой. Вместе с группой программистов он создал модель Солнечной системы, но только без Луны. Был произведен расчет, какие изменения претерпела бы наша планета за 4 млрд лет, что соответствует ее возрасту на настоящий момент. Оказалось, что отклонение от оси составляло бы лишь 10 - 50 градусов, причем оно происходило бы постепенно. А в какие-то периоды наклон даже был бы постоянным в течение 500 млн лет.

Такие условия никак не вредят климату и, соответственно, возникновению и эволюции жизненных форм из примитивных в более сложные. С этим мнением полностью согласился Дарен Уильямс из Университета штата Пенсильвания, который добавил, что естественный спутник, вроде Луны, может даже, наоборот, навредить. "Все зависит исключительно от системы, с которой мы имеем дело. Тут надо учитывать много факторов: скорость вращения, траекторию оборота, силу притяжения спутника и т.д. Для каждой отдельной планеты следует производить свой расчет. Где-то как раз спутник может являться той причиной, которая не позволяет условиям для жизни возникнуть", - прокомментировал он новое исследование.

Выходит, говорить о нашем одиночестве во Вселенной не приходится, раз Луна вовсе не гарантирует наличие эксклюзивных условий для жизни. О том, где могут проживать инопланетяне, попытался недавно рассказать Майкл Гоуанлок из Гавайского университета. Основываясь на результатах наблюдений, он предположил, что 1,2% звезд в Галактике могут, подобно Солнцу, иметь обитаемые планеты. Это значит, что может существовать более миллиарда других миров. А находиться эти планеты могут в ядре Млечного Пути. Для этого была создана специальная компьютерная модель обитаемости Галактики.

Интересное предположение сделал наш соотечественник Вячеслав Докучаев из Института ядерной физики РАН. Своими расчетами он показал, что если черная дыра достаточно большая, то в ней могут уместиться несколько планет, которые будут вращаться по сложным орбитам вокруг ее центра.

Черная дыра, как известно, втягивает в себя все, что пролетает мимо, в том числе звезды, планеты и даже свет. Так, недавно астрономы выяснили с помощью орбитального телескопа Hubble, что черная дыра в созвездии Дракона уничтожила оказавшуюся рядом с ней звезду. Мощное притяжение разорвало светило на части, что вызвало поток сильнейшего гамма-излучения. Его смог уловить телескоп на орбите Земли на расстоянии в 3,8 млрд световых лет.

Тем не менее, если планеты каким-то образом целыми попадут внутрь черной дыры, то на них может быть достаточно светло как раз благодаря "пойманному" свету. Поэтому там даже может существовать жизнь. В том числе, по мнению Докучаева, даже разумная.

Возможно, что инопланетяне живут даже где-то поблизости, просто мы не можем их обнаружить. В этом убеждены Джейкоб Хакк-Мишра и Рави Кумар Коппарапу из Пенсильванского университета. По словам ученых, человечество пока слишком плохо изучило Солнечную систему, чтобы найти в ней пришельцев.

Более того, современные земные зонды слишком примитивны, чтобы увидеть следы деятельности внеземного разума. Новейшие технологии не способны разглядеть объекты размером менее 10 м, констатировали исследователи. "Обширность пространства в сочетании с ограниченностью наших возможностей означает, что любой беспилотный исследовательский зонд внеземного происхождения, скорее всего, останется незамеченным", - заявили они.

Климкин рассказал, что необходимо сделать для ввода миротворцев в Донбасс