Некурящим россиянам предлагают сократить рабочий деньНекурящим россиянам предлагают сократить рабочий день
Глава Минобра считает что Россия может гордиться своей системой образованияГлава Минобра считает что Россия может гордиться своей системой образования...

Ученые: Самоизлечение больного сердца возможно

Новости общества: Ученые: Самоизлечение больного сердца возможно
Учеными давно установлено, что для таких сердечных болезней, как инфаркт миокарда и кардиомиопатия характерны процессы клеточных реверсий, которые ограничивают гибельные последствия для органа.

Теперь же исследователи из Института Макса Планка в Бад-Наухайм (Германия) идентифицировали белок, который выполняет основную задачу в этом процессе реверсии, стимулируя регрессию индивидуальных мышечных клеток сердца в их предшествующих клетках. Это открытие поможет ученым улучшить самозаживляющие свойства нашего сердца.

Для регенерации сердечной мышцы, травмированной инфарктом, например, поврежденные клетки мышцы должны быть заменены новыми. Количество клеток, которые нуждаются в замене, может быть довольно большим, в зависимости от размера нанесенного ущерба. Простейшие позвоночные животные подобно саламандре применяют стратегию, посредством которой сохранившиеся здоровые мышечные клетки сердца регрессируют в зародышевое состояние. Этот процесс, который известен в науке как дедифференцировка, заключается в создании клеток, содержащих серию маркеров стволовых клеток, и активизации их деления. Таким образом, появляются новые клетки, преобразующиеся впоследствии в клетки сердечной мышцы. Сердечная функция затем восстанавливается благодаря так называемой реконструкции мышечной ткани.

Корректирующий механизм данного типа не присущ людям. Хотя стволовые клетки сердца, которые были обнаружены немного ранее, а именно то, какова их роль в процессе восстановления сердечной мышцы, остается спорным вопросом. В последние годы стало известно только то, что процессы корректировки, обнаруженные у саламандры, присутствуют и у млекопитающих.

Научно-исследовательская группа Томаса Брауна из Института Макса Планка недавно обнаружила молекулу ответственную за регулирование процесса дедифференцировки клеток сердечной мышцы у млекопитающих. Ученые первоначально заметили наличие высокой концентрации онкостатина M в образцах ткани, принадлежащей сердцам пациентов, перенесших инфаркт миокарда. Ранее уже было известно о том, что этот белок отвечает за дедифференцировку других типов клеток. Исследователи обработали клетки сердечной мышцы, выращенные в лаборатории, онкостатином M и затем проследили за процессом регрессии клеток под микроскопом.

"Основываясь на определенных изменениях в клетках, нам удалось увидеть, как почти все клетки сердечной мышцы дедиференциировали в течение шести дней обработки онкостатином M" - сообщил Браун. "Нам также удалось продемонстрировать присутствие различных маркеров стволовых клеток в клетках. Это указывает на то, что предназначение этих клеток заключалось в осуществлении восстановления ткани".

На примере лабораторной мыши, перенесшей инфаркт, исследователям Института Макса Планка удалось с успехом продемонстрировать, что онкостатин M действительно способствует реконструкции поврежденной ткани сердечной мышцы. Одна из двух тестируемых групп животных была генетически модифицирована с целью проверки того, что онокостатин M никак не влиял на этих животных. "Различие между двумя группами было поразительным. Животные, на которых действовал онкостатин M оставались живыми спустя четыре недели после испытания, а 40 % генетически модифицированных мышей погибли в результате очередного инфаркта" - сообщил Браун. Причина состояла в том, что онкостатин M способствовал наилучшему функционированию сердца, отмеченному у немодифицированных животных.

Ученые Бад-Наухайма теперь стремятся найти способ использования онкостатина M в лечении. Их цель заключается в том, чтобы усилить самозаживляющие свойства поврежденной сердечной мышцы и впервые обеспечить самовосстановление сердечной функции. Тем не менее, как показали исследования, онкостатин обладает некоторыми побочными эффектами: воздействие данного рецептора на хронически больное сердце может привести к результатам обратного действия и вызвать обострения. "Мы считаем, что онкостатин M обладает значительным потенциалом для эффективного лечения поврежденной мышечной ткани сердца. Теперь нам нужно освоить его правильное применение, чтобы предотвратить любые возможные отрицательные эффекты" - отметил Браун.

Развеян миф о влиянии спиннеров на детскую психику