В Италии мать забыла девочку в машинеВ Италии мать забыла девочку в машине
Google теряет рекламодателей из-за экстремистского видеоGoogle теряет рекламодателей из-за экстремистского видео
В Италии мать забыла девочку в машинеВ Италии мать забыла девочку в машине

Версию о сгубивших "Фобос" американцах проверят экспериментально

Новости науки и техники: Версию о сгубивших "Фобос" американцах проверят экспериментально
Российские специалисты проверят версию о возможном непреднамеренном воздействии излучения радаров США на межпланетную станцию "Фобос-Грунт", которая в ноябре прошлого года не смогла выйти на траекторию перелета к Марсу, а в воскресенье, 15 января, упала на Землю в акватории Тихого океана.

Чиновники считают, что эта версия "имеет право на жизнь". Эксперты же называют ее "экзотической".

Эксперимент, который позволит подтвердить или опровергнуть версию о возможном воздействии радаров, будет проведен в ближайшие дни. Для этого блок с аппаратурой, аналогичной установленной на "Фобосе", будет подвергнут излучению суммарной мощности возможного непреднамеренного воздействия американских радаров, заявил РИА "Новости" руководитель межведомственной комиссии по анализу полета станции, экс-глава Росавиакосмоса Юрий Коптев.

Напомним, версию о причастности американцев к потере российской станции ранее во вторник озвучила газета "Коммерсант" со ссылкой на собственный источник в ракетно-космической отрасли. В межведомственной комиссии журналистам комментировать эту версию отказались. Между тем глава Роскосмоса Владимир Поповкин, заявил, что такую версию нельзя исключать. "Не хочется никого обвинять, но сегодня есть очень мощные средства воздействия на космические аппараты", - сказал Поповкин.

По словам Коптева, во время полета "Фобос-Грунта" на втором витке вокруг Земли американские радары действительно работали по программе изучения одного из астероидов. Всего в том районе установлено пять подобных радаров.

Вместе с тем эксперт призвал не делать скоропалительных выводов. Работа комиссии, продолжается. Она продлена до конца следующей недели. "По нашим планам, к пятнице (26 января) какая-то из версий получит свое подтверждение", - отметил Коптев. После этого, по его словам, "Роскосмосом будет опубликовано то, что будет являться обоснованным выводом всей комиссии, а не чьим-то частным мнением".

Рогозин грозит США "мерами", но говорить о них еще рано

Официальное заключение комиссии будет представлено главе Роскосмоса Владимиру Поповкину. На 31 января намечен его доклад о ситуации в ракетно-космической отрасли, в том числе о причинах аварии российского космического аппарата, уточнил курирующий оборонный сектор вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, взявший под свой контроль расследование аварии "Фобос-Грунта".

По мнению вице-премьера, версия о том, что авария могла произойти по вине американцев "имеет право на жизнь": от российских специалистов поступает информация, что частые сбои отечественных космических аппаратов происходят в той части Земли, которая не контролируется средствами Роскосмоса.

Ранее Владимир Поповкин заявил, что до сих пор нет ясности, почему не запустилась двигательная установка "Фобоса-Грунта". "Непонятны также частые сбои с нашими аппаратами в тот период, когда они летят над теневой для России стороной Земли - там, где мы не видим аппарат и не принимаем с него телеметрию", - сказал Поповкин.

Если факт внешнего воздействия на российскую космическую технику с невидимой нам стороны Земли подтвердится, то "будут сделаны все необходимые выводы" - "в том числе организационные и политические", заверил Рогозин. При этом он отметил, что о том, что это будут за меры, говорить еще рано и призвал подождать "объективного и полного доклада Роскосмоса".

Политик не исключил и другой версии происшедшего, связанной с проблемами в ракетно-космической отрасли РФ, вызванными ситуацией, сложившейся в стране в 90-е годы. "Практически мы сейчас видим, что все те сбои, которые происходят в космосе, связаны с дефектами той техники, которая была произведена примерно 12-13 лет назад. Если этот факт подтвердится, будут сделаны необходимые технические выводы", - заявил Рогозин.

Эксперты не верят в "экзотическую" версию с радарами

В отличие от российских чиновников, которые, очевидно, были бы рады свалить очередную неудачу на американские радары, эксперты не склонны этому верить. В настоящее время Комиссия по расследованию неудачного полета межпланетной автоматической станции "Фобос-Грунт" рассматривает большое количество версий случившегося.

Версия с радарами лишь одна из множества, "причем далеко не самая убедительная", сказал "Интерфаксу" ученый секретарь Института космических исследований (ИКИ) РАН Александр Захаров. Тем не менее, по его словам, рассматриваются и такие "экзотические" версии.

Специалисты ИКИ РАН участвовали в разработке научной аппаратуры станции "Фобос-Грунт". Сама станция была создана в НПО имени Лавочкина (Химки, Московская область).

Кто еще виноват: "Фобос" могла погубить плазма

Еще одну интересную версию гибели "Фобос-Грунта" высказал вице-президент Академии инженерных наук имени А.М.Прохорова профессор Юрий Кубарев. По его мнению, аппарат могла погубить плазма.

"Такая версия, насколько я знаю, имеется. По мнению некоторых специалистов, "Фобос-грунт" несколько раз пролетал через плазменное образование, - сообщил Кубарев газете "Московский комсомолец". - Это область, где нейтральные частицы превращаются в ионы и электроны. Она не влияет на динамику космического аппарата. Но что касается приборов, они могут выйти из строя, попав в плазму. Один из приборов может вывести другой из строя, даже если не связан с ним напрямую".

Причин возникновения такого облака две. "Есть два варианта - природный, когда облако возникает в магнитосфере или других слоях при определенных условиях, и искусственный, когда плазменное облако создается путем запуска ракеты, дополнительно излучающей заряженные частицы.

Подобные явления в космических условиях были обнаружены мною более 30 лет назад при испытании ускорителей, установленных на метеорологических ракетах в экспериментах серии "Куст", проведенных на полигоне Капустин Яр и на острове Хейса архипелага Земли Франца-Иосифа. Они были дополнены и расширены экспериментами серии "Старт", проведенными в районе Бразильской магнитной аномалии у берегов Южной Америки и Западной Африки. Там магнитосфера наиболее близко подходит к поверхности океана на высотах примерно 200 - 240 км. На подобных высотах летал и "Фобос-грунт".

Не то в Чили, не то в Бразилии

Напомним, что точное место падения обломков "Фобос-Грунта" до сих пор не известно. Иностранные СМИ, в частности The Daily Mail, отмечают, что, по одним данным российских экспертов, они упали в Тихом океане у побережья Чили в 1250 километрах западнее острова Веллингтон. Об этом в воскресенье вечером сообщил официальный представитель Минобороны РФ по войскам ВКО полковник Алексей Золотухин.

Однако не исключено, что некоторые части могли попасть на территорию Бразилии в штате Гояс. По данным Роскосмоса, разрушение космического аппарата произошло над территорией этой страны на высоте 10 километров, рассказал в понедельник телеканалу "Россия-24" замруководителя ведомства Анатолий Шилов.

В Гоясе живет более 6 миллионов человек, отмечает "МК". На территории расположены важная авиабаза бразильских ВВС и национальный парк Шапада-дус-Веадейрус, так что вряд ли обломки могли там затеряться.

В то же время российским чиновникам выгоднее поскорее замять ситуацию. Они отмечают, что никаких визуальных подтверждений разрушения аппарата не существует. В связи с этим, если в ближайшее время обломки аппарата не будут обнаружены, скорее всего будет объявлено, что станция полностью сгорела в атмосфере, не причинив никому вреда.

В России нашли способ остановить распространение нового вируса "Петя" В России нашли способ остановить распространение нового вируса "Петя"