В Индонезии обломки затонувших кораблей исчезли со дна моряВ Индонезии обломки затонувших кораблей исчезли со дна моря
Парламент Южной Кореи проголосовал за импичмент президентаПарламент Южной Кореи проголосовал за импичмент президента
Найдены фрагменты хвоста динозавра, которому 99 млн летНайдены фрагменты хвоста динозавра, которому 99 млн лет

Учёные: Жизнь зародилась на суше

Новости науки и техники: Учёные: Жизнь зародилась на суше
Группа учёных из России, Германии и США поставила под сомнение доминировавшую до настоящего времени теорию о возникновении жизни в океане.

Согласно последним исследованиям первые живые клетки появились не в океане, а в грязевых гейзерах рядом с геотермальными источниками. К такому выводу исследователей подтолкнуло сравнение химического состава цитоплазмы (внутриклеточной жидкости) клетки с условиями окружающей среды, необходимыми для возникновения жизни.

Найденные окаменелые останки самого древнего многоклеточного организма, свидетельствуют о том, что он жил примерно 550-760 миллионов лет назад. Первые одноклеточные появились 3,8 миллиарда лет назад с окончанием геологического эона, называемого катархей.

Тогда у Земли ещё не было кислородной атмосферы, а тепло поступало к поверхности из недр планеты. Учёные не располагают сведениями о том, каким образом на планете в те времена могла возникнуть жизнь.

Однако, согласно широко распространённой теории, жизнь появилась в океане, сосредотачиваясь вокруг донных термальных источников. Глубокие тёмные воды защищали первые клетки от губительного интенсивного воздействия ультрафиолета. (Озоновый слой тогда ещё не защищал Землю от космического излучения.)

Но у теории возникновения жизни в океане есть одно уязвимое место - наличие в морской воде соли.

"Клеткам жизненно необходимо синтезировать белок. Для этого требуется калий. В то же время натрий блокирует синтез", - говорит доктор Армен Мулкиджанян (Armen Mulkidjanian) из немецкого университета Оснабрюка.

Согласно данным, опубликованным в журнале PNAS, мембрана первых клеток не была способна в достаточной степени изолировать внутреннюю среду клетки от внешней среды. Имеющиеся в окружающей воде химические вещества проникали в цитоплазму клеток.

Морская вода богата солью (NaCl). Поскольку молекула соли содержит натрий, жизнь не могла бы возникнуть в такой среде. Ей необходимо преобладание ионов калия над ионами натрия, а в океане на каждые 40 ионов натрия в среднем приходится лишь один ион калия, пишет National Geographic.

В противовес океанической теории, исследователи предлагают свой вариант: колыбелью жизни мог стать маленький тёплый водоём, расположенный на суше. К примеру, богатые калием грязевые гейзеры геотермальных источников. Таких много, например, на Камчатке в районе вулкана Мутновский или в Национальном парке Йеллоустон.

"Грязевые гейзеры выбрасывают на поверхность облака пара, выносящие из глубин Земли многие минералы, содержащие калий. Этот "суп" вполне мог стать колыбелью жизни", - добавляет Мулкиджанян. Позднее из таких прудиков жизнь могла перебраться в океан.

Ранее эти источники игнорировали, потому что в современных гейзерах много серной кислоты, опасного для клеток соединения, которое формируется при соприкосновении глубинного сероводорода с кислородом атмосферы. Однако, как мы уже говорили, в доисторические времена кислорода в атмосфере было очень мало.

"Эти бескислородные среды были стабильны на протяжении миллионов лет и вполне могли способствовать появлению жизни", - заключает Армен.

Информация о том, что жизнь зародилась не в океане, а в горячих источниках на суше, поможет в поиске внеземной жизни, считает New Scientist. Привычное представление о возникновении живых организмов заставляет астрономов искать внеземные океаны. Возможно, правильнее было бы обратить внимание на тёплые источники, богатые калием.

Добавим, что в 2009 году учёные из Китая рассказали об исследовании окаменелостей древних существ в формации Доушаньто. Проанализировав окружающие породы, палеонтологи пришли к выводу, что эти формы жизни соседствовали разве что с солёными озёрами.

В Биробиджане проходит церемония прощания с погибшими в Сирии В Биробиджане проходит церемония прощания с погибшими в Сирии