Черные ящики разбившегося под Тюменью самолета ATR-72 с 43 людьми на борту уже обнаружены, а также опрошены очевидцы случившегося, но говорить о подвижках в расследовании крушения пока рано.
На данный момент приоритетными остаются три версии произошедшего, которые СК РФ озвучил, не вдаваясь в подробности. Это техническая неисправность, ошибка пилотов или же наземных служб аэропорта.
Говоря о последней версии, следователи не уточняют, идет речь об ошибке диспетчеров или других служб. Между тем эксперт "Yтра" в авиационных кругах выдвинул свою версию случившегося с лайнером компании "ЮТэйр".
"Погодные условия такие, что температура скачет - вроде бы уже плюс, но по утрам еще минус. И, возможно, экипаж не сказал сделать противообледенительную обработку. Как итог - обледенение механизации крыла, и могли не убраться закрылки", - объяснил он.
Эксперт добавил, что, в целом, турбовинтовой самолет ATR-72 сомнений в своей надежности не вызывает, он эксплуатируется с конца 1980-х годов. "За этот период было около 15 катастроф, что немного", - подчеркнул источник. Отметим, упавший под Тюменью лайнер был выпущен в 1992 году.
Человеческий фактор не исключил в беседе с корреспондентом "Yтра" советник президента Профсоюза летного состава России Игорь Ободков: "Напряженная работа летного состава, усталость, нехватка персонала - здесь все возможно. Кстати, "ЮТэйр" - единственная в России компания, которая эксплуатирует этот тип, ATR-72".
В свою очередь, один из слушателей "Русской службы новостей", летавший на лайнере ATR-72, тоже сказал об обледенении как возможной причине катастрофы. И выразил определенные сомнения в надежности самолета.
"Эта модель разрабатывалась для Средиземноморья. Там не только передняя кромка опасна по обледенению, но практически 30% верхней поверхности крыла может способствовать образованию льда. Самолет этот несколько раз терпел катастрофы в Канаде и на севере Америки. Было расследование, они это выяснили и запретили эксплуатацию именно этих самолетов, 42-го и 72-го. Они разрешены к эксплуатации только в районе Флориды", - заявил он.
Однако председатель общественного совета по гражданской авиации Ространснадзора Олег Смирнов не считает, что причина - в обледенении. "На взлете происшествия происходят по нескольким причинам: техника или попытка взлета на обледеневшем самолете. Он упал, по предварительным данным, в 34 километрах от аэропорта. И, если бы у него было обледенелое крыло, он бы упал километрах в пяти - десяти", - заявил он.
Между тем уточненные данные о месте крушения говорят именно в пользу версии об обледенении. Он, действительно, упал на расстоянии 30 - 40 км, но не от аэропорта, а от Тюмени. Что касается самого аэродрома "Рощино", то самолет упал всего в 3-5 км от него. В подтверждение версии о проблеме с закрылками говорит факт того, что экипаж сразу после вылета начал заход на вынужденную посадку - стандартный маневр при неубравшихся закрылках или шасси. И уже в ходе этого маневра упал, разломился на три части и загорелся.
Ранее следственные органы основными версиями крушения ATR-72 назвали техническую неисправность самолета, ошибочные действия членов экипажа и ошибку наземных служб. Приоритетной среди них является версия о технических неполадках на борту, заявил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин. "На данный момент приоритетной из них (версий) пока является версия технической неисправности воздушного судна. В пользу этой версии говорят свидетельства очевидцев, которые на допросе показали, что в момент падения был виден дым из двигателей. Кроме того, эту версию подтверждают и действия экипажа, который фактически сразу после взлета развернулся в сторону аэропорта Тюмени", - отметил он.
Напомним, пассажирский самолет ATR-72 разбился сегодня рано утром, вскоре после того, как вылетел из Тюмени в Сургут. На его борту находились 39 пассажиров и четыре члена экипажа. Пока подтверждена гибель 31 человека. Из обнаруженных к настоящему времени 12 выживших восьмерым уже были проведены операции, еще четверо находятся в реанимации.