Если у вас от музыки бегут мурашки по коже. то вы особенныйЕсли у вас от музыки бегут мурашки по коже. то вы особенный
McDonald`s испытывает необычный способ заставить посетителей общаться между собойMcDonald`s испытывает необычный способ заставить посетителей общаться между...
Россия празднует День Ксмических войскРоссия празднует День Ксмических войск
Россиянин сделал наколку на пол лицаРоссиянин сделал наколку на пол лица

Найдено ещё одно объяснение массовому вымиранию динозавров

Новости науки и техники: Найдено ещё одно объяснение массовому вымиранию динозавров
В настоящее время известно, что процесс вымирания динозавров начался задолго до времени их полного исчезновения, которое произошло на границе мелового периода и палеогена, примерно 65 миллионов лет назад, что делает несостоятельной гипотезу о глобальной катастрофе, такой как падение метеорита или усиление вулканической активности.

В любом случае сохранилась бы небольшая часть динозавров, которая смогла бы восстановить численность популяции.

Вместе с тем многочисленные исследования ископаемых свидетельствуют о том, что процесс вымирания начался задолго до конца мелового периода. Группа учёных из США, ЮАР, Швейцарии и Великобритании предложила новое объяснение исчезновения древних рептилий.

В статье, опубликованной в журнале Biology Letters, учёные указывают, что причиной вымирания стал особый процесс развития динозавров и конкуренция с другими видами. Начиная с мезозоя, динозавры вместе с млекопитающими являются доминирующей группой наземных позвоночных, рассказывают учёные. Но в отличие от млекопитающих рептилии не являются живородящими, а откладывают яйца. По сравнению с родительской особью детёныш динозавра рождается очень маленьким: новорожденный весит в 2500 раз меньше мамы-динозавра, вес которой доходит до четырёх тонн. Для сравнения: выводок слонов меньше родителей всего лишь в 22 раза.

Из-за этой разницы в массе в процессе послеродового развития крупные динозавры мезозоя проходили кардинальные изменения в размерах. Причиной тому являются физиологические пределы размеров яйца. Большие яйца требуют более толстой оболочки, при этом скорлупа должна пропускать воздух.

Взрослые особи и потомство млекопитающих вследствие небольшой разницы в размерах занимают одну и ту же экологическую нишу. Отличие динозавров состоит в том, что один вид занимает различные ниши в зависимости от своего возраста и параметров тела.

Исходя из этого, исследователи разработали модель, на основе которой можно количественно определить влияние межвидовой конкуренции на распространение динозавров и млекопитающих. Учёные учли занимаемую нишу и особенности развития динозавров как яйцекладущих животных.

Выяснилось, что млекопитающие смогли преодолеть барьер между меловым и третичным периодом, в результате чего они распространились по планете и заняли экологические ниши, оставшиеся после массового вымирания динозавров и других видов.

Результаты анализа показали, что число видов динозавров с небольшими и средними размерами тела было гораздо меньше числа видов млекопитающих. Это было связано с тем, что их экологические ниши были заняты молодняком крупных видов.

"Во-первых, небольшое число малых и средних видов определялось конкуренцией среди самих динозавров. Во-вторых, из-за крупных ящеров и активной конкуренции среди подрастающих детёнышей, млекопитающие не достигали таких крупных размеров. Третий фактор, который демонстрирует компьютерное моделирование, - сильная конкуренция среди небольших динозавров, как со стороны сородичей, так и со стороны млекопитающих", - объясняет доктор Дэрил Кодрон (Daryl Codron), исследователь из университета Цюриха.

"Такая ситуация заставила небольших динозавров завоевывать новые ниши, а затем поставила их на грань исчезновения. Первое сохранило часть древних ящеров до наших дней, я имею в виду птиц", - добавляет исследователь.

Таким образом, млекопитающие и птицы, в отличие от динозавров, смогли преодолеть условный барьер между меловым и третичным периодами, распространиться и занять оставшиеся ниши.

Telegram в Москве присудили штраф почти на миллион рублей Telegram в Москве присудили штраф почти на миллион рублей