Некурящим россиянам предлагают сократить рабочий деньНекурящим россиянам предлагают сократить рабочий день
Глава Минобра считает что Россия может гордиться своей системой образованияГлава Минобра считает что Россия может гордиться своей системой образования...

Гипотеза о комете Кловис снова оспорена

Новости науки и техники: Гипотеза о комете Кловис снова оспорена
Примерно 12 900 лет назад в истории Земли имели место три события, которые пока не получили объяснения. Во-первых, вдруг похолодало, и это длилось 1 300 лет.

Во-вторых, вымерли крупные животные: мамонты, мастодонты и охотившиеся на них хищники. В-третьих, внезапно исчезла культура Кловис.

В 2007 году группа исследователей попыталась связать эти события одной причиной - взрывом какого-то космического тела (возможно, кометы) над восточной частью Канады. Учёные аргументировали гипотезу присутствием характерных маркеров в отложениях: необычных, насыщенных титаном зёрен магнетита, крошечных магнитных шариков (микросфер) и высокой концентрации иридия - элемента, чаще встречающегося в небесных странниках, чем в земной коре. Все эти маркеры обнаружены внутри тёмных, богатых органикой слоёв, которые прозваны исследователями "чёрными матами". Они представляют собой остаток древних болот, и во многих районах Северной Америки (особенно на юго-западе) эти "чёрные маты" стали накапливаться как раз в начале молодого дриаса. Палеонтологи обратили внимание на то, что они зачастую выступают в роли границы между старыми отложениями, содержащими окаменелости мегафауны ледникового периода, и молодыми, в которых эти кости отсутствуют. К тому же археологи заметили, что "чёрные маты" отмечают исчезновение культуры Кловис: характерные для неё наконечники встречаются только ниже данного слоя.

Все эти обстоятельства авторы гипотезы свели к тому, что в результате взрыва кометы (астероида, космического корабля пришельцев и т. п.) выделилось огромное количество тепла, которое частично растопило ледники восточной части Канады. В результате Северная Атлантика внезапно наполнилась большим количеством пресной воды, и циркуляция океана оказалась нарушена: Гольфстрим перестал нести на север тропические воды. На Северную Америку и Европу обрушилось похолодание, которого не выдержали ни культура Кловис, ни остатки мегафауны ледникового периода.

Стройная, на первый взгляд, гипотеза стала объектом жестокой критики (доводы в её пользу тоже появляются). Очередной камень в её огород бросает исследование, проведённое под руководством Джеффри Пигати из Геологической службы США. Оказывается, далеко не все упомянутые маркеры производятся исключительно в результате столкновений Земли с космическими телами.

Г-н Пигати и его коллеги провели анализ "чёрных матов" из тринадцати локаций юго-запада США, а также из пустыни Атакама, расположенной на севере Чили. В их число вошли места, в которых "чёрные маты" стали накапливаться 40 тыс. лет назад.

В 10 из 13 локаций учёные обнаружили все три типа маркеров, описанных в исследовании 2007 года. В том числе там, где отложения старше и едва ли могли стать следствием столкновения с небесной осью.

К тому же концентрация редкоземельных и других малораспространённых элементов (в том числе иридия) в микросферах "чёрных матов" совпадает с показателями земной коры, а не внеземных объектов. Скорее всего, эти шарики сформировались на Земле и затем попали в древние болота в результате естественных процессов. Поскольку микросферы обладают высокой плотностью по сравнению с пылью, песком и илом, они со временем переместились на дно "чёрных матов".

Авторам гипотезы новое исследование не понравилось. Ричард Файрстоун из Национальной лаборатории им. Лоуренса в Беркли (США) отмечает, что г-н Пигати и его коллеги не воспользовались услугами сканирующей электронной микроскопии для изучения поверхности микросфер. По его словам, это единственный способ отличить ударные шарики - расплавившиеся при высокой температуре, остывшие в воздухе и потому имеющие характерные особенности поверхности - от тех, что распространены в болотных отложениях.

Кроме того, отмечает г-н Файрстоун, группа г-на Пигати отбросила те шарики, которые не обладали почти идеальной сферической формой, тогда как надо было смотреть на каплевидные сферулы, остывшие в воздухе, и на шарики неправильной формы, созданные столкновением полурасплавленных частиц.

Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Подготовлено по материалам ScienceNOW.

Выжившие в ДТП в Марий-Эл находятся в тяжёлом состоянии Выжившие в ДТП в Марий-Эл находятся в тяжёлом состоянии