В Италии мать забыла девочку в машинеВ Италии мать забыла девочку в машине
Google теряет рекламодателей из-за экстремистского видеоGoogle теряет рекламодателей из-за экстремистского видео
В Италии мать забыла девочку в машинеВ Италии мать забыла девочку в машине

Ученые научились стирать плохие воспоминания

Новости общества: Ученые научились стирать плохие воспоминания
Новости по теме: Ученые расшифровали генотип древних египтян
Учёные научились стирать память. А когда они смогут добавлять в мозг новые знания?

Российские физиологи считаются признанными мировыми авторитетами в области изучения памяти. О последних достижениях нейронауки "АиФ" поговорил с профессором Павлом Балабаном, директором Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН.

Стереть травму

"АиФ": - Исследования мозга - такая тема, где сенсацию порой не отличишь от "утки". Вот в одном из недавних интервью вы сказали, что скоро память научатся стирать. Это правда?

П.Б.: - Это уже делается. Стирание памяти - интересноенаправление исследований, сюда много чего входит, и постоянно происходят какие-то открытия. Но самое важное, знаковое событие произошло в 2009 г., когда было объявлено об открытии молекулы белка, которую на сленге назвали "молекулой памяти". Это, если образно выразиться, регулятор наших воспоминаний. "Молекула памяти" контролирует количество других молекул в нейросети, она будто открывает и закрывает для них двери в данный участок мозга. И оказалось, что если её заблокировать, то исчезнет воспоминание, которое хранилось в этом участке, в сети нейронов.

"АиФ": - И так можно избавляться от неприятных воспоминаний, например, о несчастной любви, детских обидах?

П.Б.: - Да, можно, правда, на людях это пока делают не с помощью химических препаратов, а методами, близкими к психоанализу. А вот на животных уже ставили опыты, вводя им химические вещества. Крыс били током и включали при этом звонок. Закреплялся рефлекс: на следующий день при звонке у крысы шерсть вставала дыбом. Но, когда ей перед этим вводили блокатор того самого белка, о котором я говорил, она реагировала нормально, будто током её до этого не били. Это доказывает: негативное воспоминание оказалось стёрто, причём на молекулярном уровне.

Людей током, конечно, никто бить не будет, но сложность даже не в этом. У нейрофизиологов пока нет технологий, чтобы избирательно попадать в нужные места мозга и что-то там изменять. Это главная проблема: нужно среди 120 млрд нейронов выделить 10 конкретных клеток и что-то с ними проделать. Задача очень сложная. Возможно, нанотехнологии помогут её решить, но, когда это произойдёт, неизвестно.

"АиФ": - А как быть с обратной процедурой - не стереть память, а, наоборот, внедрить нужное знание? Скажем, проглотил студент таблетку - и пошёл сдавать экзамен по сопромату...

П.Б.: - Проблема аналогичная. С таблеткой получить новые знания не получится, потому что непонятно, как содержащиеся в ней молекулы доставить в определённые места мозга и встроить их туда. Теоретически можно предположить, что это будут делать некие молекулярные транспортёры. Но им надо задавать цели. А для этого необходимо мозг подготовить, т. е. фактически провести ту процедуру обучения, которой мы хотели избежать, принимая таблетку.

Ведь что такое запоминание с точки зрения нейрофизиологии? Вы читаете учебник или смотрите фильм, пытаясь запомнить содержание, - и с помощью молекулярных транспортёров доставляете нужные вещества в определённую зону головного мозга, усаживаете там молекулы.

И если в этом участке нужное их количество сохраняется постоянно - мы будем помнить что-то всю жизнь. Такой механизм есть, но искусственно смоделировать его мы пока не можем. Для этого нужно создать новый мозг.

Паспорт генов

"АиФ": - Искусственный интеллект? Это науке уже по силам?

П.Б.: - Создать сложную нейросистему, которая будет каким-то образом самоорганизовываться и регулироваться, в принципе возможно. В разных лабораториях мира нечто подобное уже делают: выращивают кусочки культур из нейроклеток, соединяют с компьютером, чтобы они как-то взаимодействовали. Но здесь важный вопрос: будет ли такая система интеллектом? Многие полагают, что интеллект невозможен без понятия этики. А как объяснить компьютеру, "что такое хорошо и что такое плохо"? Это в машинузаложить невозможно.

"АиФ": - Знаю, в вашем институте разрабатывают систему "мозг-компьютер" - с её помощью обездвиженные люди, инвалиды способны усилием мысли набирать на экране компьютера текст. Какими ещё разработками или открытиями можете похвастаться?

П.Б.: - Недавно у нас в серии экспериментов было замерено, чем отличается восприятие образов у мужчин и у женщин. Говоря просто, мужчины воспринимают образы целиком, а женщины - частями. Мужчины - более быстро, женщины - медленнее. Это касается и восприятия мира вообще. У нас разные стратегии. Исследование поможет предсказывать, как в той или иной ситуации поведёт себя мужчина и как - женщина.

Другой пример. Известно, что заболевания и патологии мозга лучше выявлять на ранних стадиях и не давать им развиться. Наши исследователи разработали математическую модель предупреждения о болезни Паркинсона. Не нужно дорогостоящих томографов или анализов - методика анализирует движения тела человека и по малейшим нюансам определяет, разовьётся у него этот тяжёлый недуг или нет.

Наконец, ещё одно интересное направление - оно ведёт к появлению индивидуальной медицины. Это международный проект, и мы в нём участвуем. Сейчас заказать исследование собственного генотипа -удовольствие крайне дорогое. В России оно стоит порядка 100 тыс. долл. Но лет через десять процедура упростится и удешевится. Она будет доступна всем желающим за пару сотен долларов. По капельке слюны и другим простым анализам можно определять у себя наличие тех или иных генов, предрасположенность к различным болезням или каким-то навыкам, способностям.

Например, узнать, есть ли у ребёнка музыкальный слух. Это будет своего рода генетический паспорт, который можно изготавливать чуть ли не в роддоме, как только человек появился на свет.

"АиФ": - Можно ли тренировать память, сохранять её в хорошем состоянии до преклонных лет?

П.Б.: - Не только можно, но и нужно! Мозг словно мышца: его необходимо постоянно тренировать, иначе он ослабеет. Надо пользоваться им как можно больше и чаще, тогда связи между нейронами будут сохраняться, а ведь именно они обеспечивают нам память.

Подойдут любые умственные упражнения, и желательно, чтобы они отличались разнообразием. Пусть это будут и кроссворды, и судоку, и всякие головоломки, и логические задачи. Они обеспечат тренировку разных зон мозга - так же, как атлет качает у себя разные группы мышц.

В Шанхае женщина закидала самолет монетами