Дональд Трамп выступил со своей первой большой речьюДональд Трамп выступил со своей первой большой речью
СБ ООН ввели против КНДР "самые жесткие" санкцииСБ ООН ввели против КНДР "самые жесткие" санкции
Производство никеля и кобальта может быть экологичнымПроизводство никеля и кобальта может быть экологичным
Город Аль-Каяра задыхается в дымуГород Аль-Каяра задыхается в дыму
Канье Уэст возвращается домой после лечения в клиникеКанье Уэст возвращается домой после лечения в клинике

Ученые научились стирать плохие воспоминания

Новости общества: Ученые научились стирать плохие воспоминания
Новости по теме: Трамп дал первое интервью в должности президента
Учёные научились стирать память. А когда они смогут добавлять в мозг новые знания?

Российские физиологи считаются признанными мировыми авторитетами в области изучения памяти. О последних достижениях нейронауки "АиФ" поговорил с профессором Павлом Балабаном, директором Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН.

Стереть травму

"АиФ": - Исследования мозга - такая тема, где сенсацию порой не отличишь от "утки". Вот в одном из недавних интервью вы сказали, что скоро память научатся стирать. Это правда?

П.Б.: - Это уже делается. Стирание памяти - интересноенаправление исследований, сюда много чего входит, и постоянно происходят какие-то открытия. Но самое важное, знаковое событие произошло в 2009 г., когда было объявлено об открытии молекулы белка, которую на сленге назвали "молекулой памяти". Это, если образно выразиться, регулятор наших воспоминаний. "Молекула памяти" контролирует количество других молекул в нейросети, она будто открывает и закрывает для них двери в данный участок мозга. И оказалось, что если её заблокировать, то исчезнет воспоминание, которое хранилось в этом участке, в сети нейронов.

"АиФ": - И так можно избавляться от неприятных воспоминаний, например, о несчастной любви, детских обидах?

П.Б.: - Да, можно, правда, на людях это пока делают не с помощью химических препаратов, а методами, близкими к психоанализу. А вот на животных уже ставили опыты, вводя им химические вещества. Крыс били током и включали при этом звонок. Закреплялся рефлекс: на следующий день при звонке у крысы шерсть вставала дыбом. Но, когда ей перед этим вводили блокатор того самого белка, о котором я говорил, она реагировала нормально, будто током её до этого не били. Это доказывает: негативное воспоминание оказалось стёрто, причём на молекулярном уровне.

Людей током, конечно, никто бить не будет, но сложность даже не в этом. У нейрофизиологов пока нет технологий, чтобы избирательно попадать в нужные места мозга и что-то там изменять. Это главная проблема: нужно среди 120 млрд нейронов выделить 10 конкретных клеток и что-то с ними проделать. Задача очень сложная. Возможно, нанотехнологии помогут её решить, но, когда это произойдёт, неизвестно.

"АиФ": - А как быть с обратной процедурой - не стереть память, а, наоборот, внедрить нужное знание? Скажем, проглотил студент таблетку - и пошёл сдавать экзамен по сопромату...

П.Б.: - Проблема аналогичная. С таблеткой получить новые знания не получится, потому что непонятно, как содержащиеся в ней молекулы доставить в определённые места мозга и встроить их туда. Теоретически можно предположить, что это будут делать некие молекулярные транспортёры. Но им надо задавать цели. А для этого необходимо мозг подготовить, т. е. фактически провести ту процедуру обучения, которой мы хотели избежать, принимая таблетку.

Ведь что такое запоминание с точки зрения нейрофизиологии? Вы читаете учебник или смотрите фильм, пытаясь запомнить содержание, - и с помощью молекулярных транспортёров доставляете нужные вещества в определённую зону головного мозга, усаживаете там молекулы.

И если в этом участке нужное их количество сохраняется постоянно - мы будем помнить что-то всю жизнь. Такой механизм есть, но искусственно смоделировать его мы пока не можем. Для этого нужно создать новый мозг.

Паспорт генов

"АиФ": - Искусственный интеллект? Это науке уже по силам?

П.Б.: - Создать сложную нейросистему, которая будет каким-то образом самоорганизовываться и регулироваться, в принципе возможно. В разных лабораториях мира нечто подобное уже делают: выращивают кусочки культур из нейроклеток, соединяют с компьютером, чтобы они как-то взаимодействовали. Но здесь важный вопрос: будет ли такая система интеллектом? Многие полагают, что интеллект невозможен без понятия этики. А как объяснить компьютеру, "что такое хорошо и что такое плохо"? Это в машинузаложить невозможно.

"АиФ": - Знаю, в вашем институте разрабатывают систему "мозг-компьютер" - с её помощью обездвиженные люди, инвалиды способны усилием мысли набирать на экране компьютера текст. Какими ещё разработками или открытиями можете похвастаться?

П.Б.: - Недавно у нас в серии экспериментов было замерено, чем отличается восприятие образов у мужчин и у женщин. Говоря просто, мужчины воспринимают образы целиком, а женщины - частями. Мужчины - более быстро, женщины - медленнее. Это касается и восприятия мира вообще. У нас разные стратегии. Исследование поможет предсказывать, как в той или иной ситуации поведёт себя мужчина и как - женщина.

Другой пример. Известно, что заболевания и патологии мозга лучше выявлять на ранних стадиях и не давать им развиться. Наши исследователи разработали математическую модель предупреждения о болезни Паркинсона. Не нужно дорогостоящих томографов или анализов - методика анализирует движения тела человека и по малейшим нюансам определяет, разовьётся у него этот тяжёлый недуг или нет.

Наконец, ещё одно интересное направление - оно ведёт к появлению индивидуальной медицины. Это международный проект, и мы в нём участвуем. Сейчас заказать исследование собственного генотипа -удовольствие крайне дорогое. В России оно стоит порядка 100 тыс. долл. Но лет через десять процедура упростится и удешевится. Она будет доступна всем желающим за пару сотен долларов. По капельке слюны и другим простым анализам можно определять у себя наличие тех или иных генов, предрасположенность к различным болезням или каким-то навыкам, способностям.

Например, узнать, есть ли у ребёнка музыкальный слух. Это будет своего рода генетический паспорт, который можно изготавливать чуть ли не в роддоме, как только человек появился на свет.

"АиФ": - Можно ли тренировать память, сохранять её в хорошем состоянии до преклонных лет?

П.Б.: - Не только можно, но и нужно! Мозг словно мышца: его необходимо постоянно тренировать, иначе он ослабеет. Надо пользоваться им как можно больше и чаще, тогда связи между нейронами будут сохраняться, а ведь именно они обеспечивают нам память.

Подойдут любые умственные упражнения, и желательно, чтобы они отличались разнообразием. Пусть это будут и кроссворды, и судоку, и всякие головоломки, и логические задачи. Они обеспечат тренировку разных зон мозга - так же, как атлет качает у себя разные группы мышц.

Спальные кварталы в Подмосковье останутся без жителей