Трамп готовит иммигрантов к депортацииТрамп готовит иммигрантов к депортации
На пляже во Флориде был найден труп недоеденной акулыНа пляже во Флориде был найден труп недоеденной акулы
Трамп готовит иммигрантов к депортацииТрамп готовит иммигрантов к депортации
К зданию МИД РФ несут цветы в память о ЧуркинеК зданию МИД РФ несут цветы в память о Чуркине

В центре Галактики жизни быть не может

Новости науки и техники: В центре Галактики жизни быть не может
Искать жизнь в центральных областях Галактик бесполезно, считают ученые из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (США).

По их данным, протопланетные диски звезд, находящихся рядом с центральной черной дырой, разрушаются, не успевая даже толком сформировать планеты. Но облака, выделяемые гибнущими дисками, помогают обнаружить маленькие звезды.

Данные, полученные с 2002 года группой специалистов Института Макса Планка, рассказали много интересного о сердцевине нашей Вселенной. Так, стало известно, что в проекции на созвездие Стрельца располагается скрытая пылевыми скоплениями, окруженная звездным балджем центральная часть Млечного пути. Огромная гравитационная "воронка" черной дыры SgrA* (или Стрелец А*) всасывает и вещество, и даже фотоны из окружающего пространства. Ученые установили впоследствии точное значение ее массы - 3,7 миллионов масс Солнца, а радиус объекта был оценен примерно в 6,25 световых часов (то есть 45 а. е.).

В ноябре 2004 года была выявлена гораздо меньшая черная дыра на орбите вокруг объекта Стрелец A*. Ее масса составляет где-то 1300 масс Солнца. Далее логически последовал вывод о том, что сверхмассивные черные дыры растут, поглощая окрестные малые, а также звезды галактического центра.

Весьма неожиданным и необычным представляется сообщение Рут Мюррей-Клэй и Абрахам Леб из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (США), которые по радиофизическим данным изучали облака ионизированного газа, падающие по направлению к черной дыре. Они представляли собой эллиптическое кольцо размером 0,04 парсека (то есть 0,13 светового года), которое совпадает с кольцом молодых звезд, вращающихся вокруг этой самой черной дыры. Следует заметить, что эта "звездная молодежь", рожденная вблизи центра нашей Галактики, может обладать протопланетными дисками - колыбелью зарождения будущих планет.

Исследования показали, что данное облако периодически разрушается в непосредственной близости от черной дыры. И первыми поглощаются малые звездные объекты с протопланетными дисками из окружения дыры, обладающие вытянутыми эллиптическими орбитами, перигелий которых наиболее близок к огромной черной дыре Стрелец А*. Наблюдения соответствуют этому сценарию: облака, падающие на черную дыру, могут быть произведены протопланетарным диском такой звезды малой массы, выхваченной из наблюдаемого кольца молодых звезд.

Известно, что когда звезда приближается к черной дыре, ее протопланетный диск испытывает фотоиспарение и время от времени разрушается, порождая поглощаемые данной дырой облака. Кстати, эти звезды, обладающие малой массой, вполне могут быть сформированы где-то поблизости, то есть в центре Галактики. Они вращаются вокруг центра гравитации, подвергаясь действию периодических гравитационных захватов, когда развалины их протопланетных дисков излучают в радиодиапазоне, обнаруживая свою гибель. Сами маломассивные звезды при этом не выявляются, поскольку они слишком слабы, чтобы быть обнаруженными.

Галактический центр является весьма проблемной областью для возникновения планетных систем в классическом виде нашей Солнечной системы. Мощнейшая гравитация, превосходящая солнечную в 4,5 миллиона раз, делает эту область нестабильной и препятствует формированию планетных систем. Однако данные показывают, что и там могут существовать протопланетные диски, подверженные разрушению и поглощению черными дырами.

Звезды центра Галактики, доступные для наблюдений, могут быть только очень крупными, массивными и яркими светилами. Других же просто не видно, хотя их существование вполне вероятно. Возраст же видимых крупных светил ученые определяют в 4-8 миллионов лет.

Известно, что у большинства звезд малой массы достаточно долго сохраняются газовые диски - вплоть до 3 миллионов лет от момента рождения. Соответственно, в них могут формироваться планеты. Но вот уже через 5 миллионов лет послее рождения светила протопланетный диск остается лишь у 20 процентов звезд, чья масса меньше массы нашего Солнца.

Логично предположить, что при условиях гравитационных возмущений протопланетные диски сохраняются гораздо хуже. И хотя наблюдать такие диски в центральной части Млечного пути пока невозможно, поскольку их радиусы составляют 8 а. е (радиус диска крупной звезды - 12 а. е), их существование вполне реально.

Итак, звездное население центра Галактики возрождается, поскольку звезды формируются в звездных коконах гравитационными силами, а протопланетные диски сопровождают их рождение. Формирование же планет в густо населенном мощными возмущающими объектами галактическом центре вызывает оправданный скепсис. Мощнейшая динамика этого региона, связанная с наличием черных дыр, с чудовищными потоками рентгена и ультрафиолета их аккреционных дисков, не оставляет сомнений в том, что подобия нашей Солнечной системы там существовать не может.

Ну, а раз так, то инопланетян там искать бесполезно. Ведь биологические формы жизни не смогут развиться в физических условиях центра нашей Галактики. В тоже время в отдалении от бушующего катаклизмами центра, в отдаленном рукаве Ориона Млечного пути когда-то возникла и развивается наша планета Земля, сформировавшая ноосферу и стремительно развивающая техногенную форму цивилизации.

Отсюда следует вывод - возможно, что именно в отдалении от центра Галактики есть аналоги планетных систем, подобных нашей. Они расположены вокруг звезд-долгожителей, сформировавших свое устойчивое планетное семейство. Но тем не менее, загадки галактического центра, вокруг которого обращается весь Млечный путь, требуют пристального изучения по мере накопления знаний о нем.

Украина заблокировала заявление СБ ООН, посвященное Виталию Чуркину Украина заблокировала заявление СБ ООН, посвященное Виталию Чуркину