В то время, как Азербайджан и Турция реабилитировали и даже углубили свои отношения, Ереван приступил к дальнейшему укреплению военных связей с Москвой, и к любой новой инициативе турецкой стороны относится намного скептичнее, чем раньше", - пишет европейский аналитик. Что касается платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе, направленной на укрепление доверия через создание форума для налаживания диалога между тремя странами - Закавказьем, Турцией и Россией, то, как пишет Пол, эта инициатива так и осталась на бумаге. Запущенная без долгих раздумий инициатива не удостоилась большого энтузиазма со стороны большинства из приглашенных присоединиться к ней игроков. Если Турция действительно серьезно относится к идее становления надежного регионального игрока, то должна найти способ вернуть в прежнее русло процесс нормализации отношений с Арменией, не связывая его с Нагорным Карабахом, учитывая, что все осознали - Анкаре нечего делать в решении этого конфликта, пишет Аманда Пол.
Итак, во-первых, в который раз приходится призывать некоторых российских политологов и экспертов отказаться от извращения фактов. Турция с момента образования МГ ОБСЕ является ее членом, то есть, международно признанным посредником в урегулировании карабахского конфликта. Речь шла исключительно об изменении формата института сопредседательства МГ ОБСЕ.
Во-вторых, Россию, которая является военно-политическим союзником Армении как в двустороннем, так и трехстороннем формате, также нельзя воспринимать в качестве нейтрального посредника. Но ведь Азербайджан, по крайней мере, пока терпит присутствие России в формате института сопредседательства МГ ОБСЕ. И ничего. Значит и Армения может потерпеть Турцию.
Уж господину Попову, скорее всего, хорошо известно, что все эти заявления о стратегическом уровне партнерства между Азербайджаном и Россией рассчитаны на публику. Ничего такого нет.
В-третьих, обращает внимание, что российских экспертов особо раздражают перспективы геополитического переформатирования региона в связи с возможным силовым урегулированием конфликта вокруг иранской ядерной программы. Российские политологи прекрасно осознают, что без активного вовлечения в данный процесс Турции, что в конечном счете приведет к усилению влияния официальной Анкары в регионе, США будет ох как трудно добиться этой цели. То есть, активное сотрудничество между США и Турцией в деле урегулирования конфликта вокруг иранской ядерной программы неизбежно.
Именно поэтому в Москве так болезненно воспринимают любые инициативы по урегулированию карабахского конфликта и нормализации армяно-турецких отношений, так как подобная перспектива в конечном счете лишает Россию единственного плацдарма на Южном Кавказе, которой является Армения. О роли США в этом процессе еще поговорим.
В-четвертых, Россия пытается напугать Азербайджан последствиями силового урегулирования конфликта вокруг иранской ядерной программы. Никто не отрицает существования серьезнейших угроз. Однако, как правильно отметил известный политолог, депутат Милли Меджлиса Расим Мусабеков, Азербайджан никак не может повлиять на принятие решения по данному вопросу. Если сказать более откровенно, никто у Азербайджана и спрашивать не будет. Хорошо это или плохо - совсем другой вопрос. Но таковы реалии сегодняшней геополитической расстановки сил.
Одним словом, угрозы возникнут вне зависимости от проявленной политической воли со стороны официального Баку. Значит остается только попытаться по возможности минимизировать и нейтрализовать угрозы, и в конечном итоге несмотря на некоторые неизбежные потери оказаться в выгоде. Популярная в Европе позиция, изложенная выше, связана с комплексами и характерным для европейцев синдромом "раздвоения личности". Во-первых, часть этих комплексов связана с историей взаимоотношений Европы с Турцией, особенно с Османской империей. Историческая память заставляет Европу, может быть за исключением Великобритании, с настороженностью воспринимать любую перспективу усиления роли Турции в международных делах.
Во-вторых, необходимо учесть, что Старый Свет по своей ментальности консервативен, и, как следствие, несмотря на декларирование либеральных ценностей, не склонен к резкому изменению существующего порядка вещей. Проще говоря, Европа до сих пор воспринимает себя в качестве "христианского клуба" и, естественно, существует страх перед "мусульманской экспансией".
И, наконец, о "раздвоении личности", когда декларируемым либеральной Европой ценностям противостоят интересы и выгода. Европа органически не может воспринимать режимы, существующие в России и Иране. Однако существуют энергетические интересы, а точнее - зависимость от России, и стремление посредством манипуляции на столкновение интересов, частично ограничить господство США, прежде всего, над самой Европой.
А США лишены комплексов
Кандидат в президенты от Республиканской партии США Митт Ромни имеет иной подход к постсоветским конфликтам и к вопросам демократии, нежели Обама, сказал в беседе с вашингтонским корреспондентом Turan источник, близкий к Ромни и пожелавший остаться неназванным. Комментируя внешнюю политику республиканцев, тот же источник отметил, что Ромни в начале этого года назвал Россию "врагом номер один". Республиканцы постоянно критикуют Обаму за его политику "перезагрузки" отношений с Россией после того, как отношения двух стран испортились в результате агрессии Москвы против Грузии в августе 2008 года.
"Митт Ромни изберет стратегию, препятствующую агрессивному экспансионизму России и поощряющую демократические политические и экономические реформы", - отметил источник. "Ромни также рассмотрит реализацию нового договора Стратегических наступательных вооружений и другие решения администрации Обамы с целью их служения интересам и национальной безопасности США", - отметил он.
Касаясь темы энергетики, представитель губернатора Массачусетса заметил, что Ромни представил недавно свой план энергетической независимости США. Его идея в том, что в течение следующего десятилетия производство нефти в Северной Америке может возрасти в два раза с 15 до 28 миллионов баррелей в день. Одновременно США будут стремиться к уменьшению зависимости Европы от источников энергии в России. "Предполагается повысить техническую помощь Восточной Европе, а также Турции и Австрии с целью реализации газопровода Nabucco, чтобы обеспечить Европу более дешевым источником энергии и положить конец зависимости от нефти и газа России. Администрация Ромни также будет работать с целью укрепления отношений со странами Центральной Азии", - сообщил источник.
Поддержка гражданского общества также будет на повестке дня. Углубление авторитаризма и централизованного контроля над экономикой только мешает экономическому развитию России и превращает эту страну в угрозу на мировой арене, сказал представитель республиканцев. Администрация Ромни будет решительна в борьбе с правительством России и против ее авторитарных методов управления. Будут поддержаны меры в поддержку обеспечения свободных выборов, свободы слова, экономических свобод, борьбы с коррупцией. Полезным было бы пригласить лидеров гражданского общества России в США и дать им возможность ознакомиться с идеями, которые можно разделить с их соотечественниками, подчеркнул источник.
И тут дело не только в позиции Митта Ромни. Речь прежде всего идет о восприятии американской политической элитой существующих геополитических реалий, которые будут учтены и Бараком Обамой, если нынешний президент США сохранит свой пост. Несмотря на то, что США являются президентской республикой - глава государства не обладает абсолютной властью. Его власть сильно ограничена законодательным органом. Притом необходимо учесть, что в США свобода законодателей не ограничена партийной дисциплиной. То есть, конгрессмен может голосовать, и так бывает не редко, против инициатив, исходящих от президента-однопартийца.
Да, в случае избрания Б.Обамы, у него на первый взгляд будут развязаны руки, так как это конец его политической карьеры в качестве главы государства. Он на это намекнул во время беседы с Дмитрием Медведевым, о чем стало известно широкой публике. Однако большинство конгрессменов и сенаторов - демократов собираются заседать в законодательном органе и после ухода с политической арены Б.Обамы. Поэтому они, голосуя за те или иные инициативы, будут оглядываться не на президента-однопартийца, а на настроение электората, которое формируется традиционной политико-экономической элитой. Одним словом, у Б.Обамы руки будут развязаны не настолько, чтобы иметь возможность плыть против течения.
Притом необходимо учесть, что внешняя политика Вашингтона отличается своим прагматизмом и лишена всяких там комплексов, присущих европейцам. В принципе государство создавали люди, лишенные комплексов. И поэтому сильно ошибаются те, кто считает, что США не заинтересованы в усилении влияния Турции в регионе. В качестве глобального модератора США не способны контролировать все и вся. Необходимы, условно говоря, ведущие отдельных панелей. Турция как нельзя лучше подходит для выполнения этой роли в регионе. Израиль не воспринимается окружающими, арабские государства не доросли, а с Ираном еще необходимо разобраться, притом с помощью Турции. Да, ради этого США прилагают огромные усилия для нормализации турецко-израильских отношений.
Вашингтону необходимо восстановление этого тандема. Нормализация армяно-турецких отношений важны, но только в качестве одного из элементов, способствующего нейтрализации угроз региональным интересам США, исходящих от России и Ирана. Но не более. Именно на это буквально накануне намекнул посол США в Армении. США хотят, чтобы армяно-турецкие протоколы были ратифицированы и реализованы, и открытие границ является одной из важнейших целей, полезной и для Турции, потому что примирение будет выгодно народам обеих стран. Об этом заявил посол США в Армении Джон Хефферн в интервью Lragir.am.
"Мы использовали все возможности, чтобы убедить Турцию ратифицировать протоколы, причем без предусловий. До сих пор нам это не удалось, но это не значит, что нам нужно ждать, когда Турция начнет что-то делать", - заявил американский дипломат. По его словам, США ищут другие возможности для примирения, и есть определенные сферы, где сотрудничество возможно без дипломатических отношений и открытия границ. "Железная дорога Карс-Гюмри является одним из таких проектов, есть также идея о прокладке оптико-волоконного кабеля, энергетическом сотрудничестве", - заметил Хефферн. Он отметил позитивный настрой турецкой стороны по поводу оптико-волоконного кабеля, хотя сказал, что у него нет информации из первых рук:"Но я знаю, что идут переговоры между турецкими и армянскими компаниями. Железная дорога сложнее, на нее нет реакции, но только пока".
То есть, речь идет не о полноценной нормализации межгосударственных отношений между Арменией и Турцией, а о тактике "мелких шагов", о которых наша газета не раз сообщала. По той простой причине, что без урегулирования карабахского конфликта нормализация отношений с Арменией может негативно повлиять на усиление влияния Турции в регионе, как уже показали события, связанные с цюрихскими протоколами... |