Британская полиция не разглашает имя террористаБританская полиция не разглашает имя террориста
Лондон объединился против террораЛондон объединился против террора
Лондон объединился против террораЛондон объединился против террора
На автомобиль установили первую систему "ЭРА-ГЛОНАСС"На автомобиль установили первую систему "ЭРА-ГЛОНАСС"
Вуди Харрельсон бросил курить травуВуди Харрельсон бросил курить траву

Происшествия Происшествия

Ученые: В районе Суматры Земля треснула пополам

Происшествия: Ученые: В районе Суматры Земля треснула пополам
Серия мощных подземных толчков в окрестностях индонезийского острова Суматра привела к расколу Индо-Австралийской литосферной плиты на две части, что чревато катаклизмами по всей планете еще на протяжении долгих лет.

Серия мощнейших толчков в окрестностях индонезийского острова Суматра в апреле 2012 года привела к расколу Индо-Австралийской литосферной плиты на две части. К такому выводу пришли ученые, опубликовавшие результаты наблюдений в журнале Nature.

"Мы никогда не видели землетрясение, подобное этому. Оно является частью сложных процессов, происходящих при расколе литосферной плиты. Это геологический процесс - на формирование новых границ литосферных плит уйдут миллионы лет, и, скорее всего, за это время произойдет еще тысяча землетрясений такой силы", - цитирует РИА "Новости" одного из авторов исследования, сотрудника университета Юты Кита Копера.

С ним солидарен сотрудник Калифорнийского технологического института Хиро Канамори. "Это землетрясение было уникальным", - заявил специалист.

Копер и его коллеги из трех научных коллективов изучали последствия сильнейшего землетрясения, которое произошло в Индийском океане у берегов острова Суматра 11 апреля 2012 года. В этот день сейсмографы зафиксировали серию толчков с магнитудой 8,6-8,7 по шкале Рихтера. Несмотря на исключительную силу землетрясения, оно не привело к появлению особо опасных цунами в море и разрушений на суше.

Пытаясь выяснить причины землетрясений, ученые установили, что их эпицентры находились не на стыке литосферных плит, как обычно бывает, а внутри Индо-Австралийской литосферной плиты. В районе эпицентров геологи обнаружили четыре гигантских разлома длиной в сотни километров. Это, по словам исследователей, свидетельствует о том, что плита раскололась на две половины.

"Раньше мы могли наблюдать за примерно такими же разломами в относительно небольших масштабах. В нашем же случае мы наблюдаем за беспрецедентным событием - расколом гигантской тектонической плиты", - заявил один из исследователей Торн Лай.

Как отмечают геологи, это достаточно редкий тектонический процесс, самым известным последствием которого является землетрясение 1906 года в Калифорнии с магнитудой 7,7, толчки которого ощущались на всем Западе США.

По словам ученых, сила толчков у берегов Суматры превышала мощность Калифорнийского землетрясения в 15 раз. В частности, породы в разломах на Индо-Австралийской плите сдвинулись на 35-40 метров относительно друг друга, тогда как в Калифорнии они сместились лишь на 6-8,5 метров. Лай и его коллеги полагают, что Суматранское землетрясение является сильнейшим в своей "весовой категории".

Сейчас Индо-Австралийская плита расколота на "азиатскую" и "австралийскую" части. Обе они движутся на северо-восток. При этом первая часть наталкивается в районе Гималаев на Азиатскую литосферную плиту, что замедляет ее скорость смещения, а вторая погружается под породы, на которых стоит Суматра, пишет Утро.ру.

Раскол плиты, как выяснили, в свою очередь, сотрудники Геологической службы США, ощущает на себе не только Азиатско-Тихоокеанский регион, но и другие уголки Земли.

По данным Геологической службы толчки у берегов Суматры уже вызвали в пять раз больше землетрясений, чем изначально предполагали ученые. Объясняют этот эффект исследователи тем, что толчки 11 апреля породили небольшие сдвиги пород в других уголках Земли, что впоследствии послужило причиной новых землетрясений.

"Мы обнаружили множество достаточно сильных землетрясений по всему миру, включая землетрясения магнитудой 7,0 в Калифорнии, Индонезии и Японии. Если бы такие землетрясения произошли в городских районах, последствия были бы катастрофическими", - пояснил один из авторов работы Роланд Бургманн из университета Калифорнии.

Хроника новостей: Происшествия Хроника новостей