Трамп не исключает военный конфликт с Северной КореейТрамп не исключает военный конфликт с Северной Кореей
В Иркутской области выгорело тысячи гектаров тайгиВ Иркутской области выгорело тысячи гектаров тайги
Трамп обратился к Си по поводу переговоров с ТайванемТрамп обратился к Си по поводу переговоров с Тайванем
ВТО разрешила Мексике ввести торговые санкции против СШАВТО разрешила Мексике ввести торговые санкции против США
Полиция Лондона предотвратила терактПолиция Лондона предотвратила теракт
Николас Кейдж сломал ногу во время съемокНиколас Кейдж сломал ногу во время съемок

Наш Млечный Путь "поедает" маленькие галактики

Новости науки и техники: Наш Млечный Путь "поедает" маленькие галактики
Оказывается у нашей родной Галактики весьма хороший аппетит! До сих пор Млечный Путь регулярно "поедает" маленькие галактики и звездные скопления, и чем глубже они попадают в его зону гравитации, тем сильнее их затягивает вовнутрь.

Правда, в таком обжорстве есть и позитивная сторона - все проглоченные звезды становятся частью нашей Галактики.

Слоуновский цифровой обзор неба (Sloan Digital Sky Survey, или SDSS) - высокотехнологичный проект широкомасштабного исследования изображений и спектров звезд и галактик, в нем задействован 2,5-метровый широкоугольный телескоп в Обсерватории Апачи-Пойнт, Нью-Мексико. Проект назван в честь бизнесмена и благотоворителя Альфреда П. Слоуна.

Он стартовал в 2000 году, когда началось картографирование четверти вскй небесной сферы. Задача была глобальная: получить более 100 миллионов снимков объектов и их спектров. В лавине полученных данных среднее значение красного смещения для галактик составило от z=0,1 до z=0,4, для квазаров эта величина равнялась пяти, а рекордсмены среди квазаров имели z=6!

Началом второй фазы проекта (SDSS-II) стал 2006 год. Именно тогда усилилось наблюдение структуры и звездного состава именно нашей Галактики - Млечного Пути, а также были начаты наблюдения сверхновых (проекы SEGUE и Sloan Supernova Survey). Это очень важно, поскольку сверхновые Ia являются "верстовыми столбами" галактических расстояний: по ним определяется дальность до отдаленных галактик. Ну, а в середине 2008 года начата фаза SDSS-III, ее завершение планируется в 2014 году.

Следует рассказать немного и об уникальной аппаратуре проекта SDSS. Его 2,5-метровый широкоугольный оптический телескоп снимает изображения с помощью фотометрической системы из пяти фильтров (их названия U, G, R, I и Z). Наблюдаемые объекты классифицируют как точечные, то есть звезды (определяют их звездные величины) и протяженные - галактики.

Камера телескопа состоит из 30-ти чипов CCD с разрешением 2048×2048 пикселей каждый, то есть общей сложностью около 120 мегапикселей. Чипы расположены в пять рядов по шесть штук в каждом ряду. Каждая строка имеет различные оптические фильтры с длинами волн от 354, 476, 628, 769 и 925 нм до величин 24,4, 25,3, 25,1, 24,4 и 22,9 с отношением сигнал / шум равным 5. Расположение фильтров следующее: R, I, U, Z, G. Снижение уровня шума камеры достигается охлаждением до 190 градусов Кельвина (около -80 градусов Цельсия) с помощью жидкого азота.

Спектроскопия избранных объектов ведется планомерно: телескоп может фиксировать до 640 спектральных записей одновременно через оптоволоконные кабели, пропущенные в отверстия, просверленные в алюминиевой пластине. За ночной сеанс используется от шести до девяти пластин для спектральных записей, в итоге записывается 200 гигабайт данных.

Следует заметить, что поле обозрения телескопа составляет более 7,5 тысяч квадратных градусов в Северном галактическом полушарии. За время его работы были получены данные примерно о 2 миллионах объектов, спектры более 800 тысяч галактик и сведения о 100 тысячах квазаров. Информация о позициях объектов и расстояниях между ними живо отображает структуру Вселенной.

В рамках проекта Sloan Extension for Galactic Understanding and Exploration, SEGUE для Млечного Пути была создана подробная трехмерная карта, включающая спектры 240 тысяч звезд (с лучевой скоростью около 10 км/с). Данные SEGUE представляют возраст, состав и распределение в фазовом пространстве звезд внутри различных галактических компонентов. Так рождается понимание структуры, формирования и эволюции нашей Галактики. Открытие в 23 килопарсеках от Солнца объекта Segue 1, галактики-спутника Млечного Пути, было удивительным - ведь эта галактика имеет рекордную плотность темной материи в своем составе.

Данные SDSS доступны - полноцветное изображение любого региона неба может быть получено после задания необходимых координат. Пользование возможно (в рамках программы NASA World Wind) как дилетантам, так и профессионалам. Восьмой выпуск данных DR8 выпущен для пользователей в 2011 году: с помощью различных поисковых интерфейсов представлены изображения, каталоги изображений, спектров и красного смещения объектов. Кроме того, было уточнено распределение галактик и свойств звезд в нашей Галактике, "отловлены" квазары в пределах наблюдаемой Вселенной, в 2012 году составлена крупнейшая в мире трехмерная карта массивных галактик и черных дыр.

Из последних открытий в рамках проекта SDSS-III - обнаружение вливающегося в Млечный Путь потока звезд, остатка древнего звездного скопления, которое поглощается нашей Галактикой. Этот поток очень узкий и явно не галактический. Он получил название "поток Треугольника", это первый поток, обнаруженный в южной области Галактического неба. Такие потоки звезд теперь видны и в Северном, и в Южном Галактическом полушарии - это небольшие галактики или звездные скопления в фазе "пожирания" их Млечным Путем, нашей гигантской Галактикой.

Авторы исследования пишут: "Млечный Путь постоянно "поедает" маленькие галактики и звездные скопления, чем глубже они попадают в его зону гравитации, тем сильнее их затягивает вовнутрь, и их звезды становятся частью нашей Галактики". А доцент кафедры астрономии Йельского университета Марла Джиха комментирует: "Наше открытие - это скорее "легкая закуска", чем "сытное блюдо" для Млечного Пути, подробное изучение этого процесса важно, потому что оно дает нам новое понимание того, как формируются и развиваются все галактики".

Таким образом подтвердилось предположение о том, что протяженные объекты формируют иерархическую структуру путем слияния и поглощения, когда крупные формирования увеличиваются за счет меньших галактик и локальных звездных скоплений. Этот процесс - основной способ наращивания массы крупными галактиками, сходными с Млечным Путем.

Полиция Лондона предотвратила теракт Полиция Лондона предотвратила теракт