В России скорбят из-за кончины ХворостовскогоВ России скорбят из-за кончины Хворостовского
Армен Джигарханян госпитализирован в больницуАрмен Джигарханян госпитализирован в больницу
Сотрудника Черноморского флота РФ задержали за шпионажСотрудника Черноморского флота РФ задержали за шпионаж

Обнаружена потенциально пригодная для жизни суперземля

Новости науки и техники: Обнаружена потенциально пригодная для жизни суперземля
Астрономы обнаружили рядом со звездой HD 40307 планету, потенциально пригодную для жизни. Статья ученых принята к публикации в журнале Astronomy & Astrophysics, а ее краткое изложение приводит Space.com. Препринт статьи доступен на сайте arXiv.org.

HD 40307 располагается на расстоянии 42 световых лет (41,8 световых года с погрешностью 0,8 световых года) от Земли в созвездии Живописца. Она уже и раньше привлекала внимание ученых - в 2008 году ученые из Европейской южной обсерватории (ESO) обнаружили вокруг звезды три планеты. Все три относились к так называемым суперземлям - планетам, чья масса составляет 1-10 земных. Массы обнаруженных планет составляли 4,2, 6,8 и 9,2 земных.

В рамках новой работы международная группа исследователей провела повторный анализ данных, собранных HARPS - спектрографом, установленным в обсерватории Ла-Силла. В результате им удалось обнаружить еще как минимум три планеты. Две из них, относительно небольшой массы (1-3 земной), вращаются вокруг звезды с периодами 34 и 51 день.

Третья же планета, получившая обозначение HD 40307g, вращается вокруг звезды с периодом примерно 200 дней. Ее масса составляет около 7 земных. По оценкам ученых, учитывая спектральный тип, к которому относится звезда (тип K - промежуточный между звездами, похожими на Солнце), планета располагается в так называемой пригодной для обитания зоне - регионе, где на поверхности планеты может существовать жидкая вода.

Более того, астрофизики говорят, что планета, скорее всего, располагается достаточно далеко от светила, чтобы избежать приливного захвата. Этим термином ученые обозначают режим вращения, при котором одно из тел всегда повернуто к другому одной и той же стороной как, например, Луна к Земле. В случае с планетами и звездами приливной захват означает, что половина планеты всегда будет нагреваться Солнцем, а половина - находиться в тени. Считается, что такого рода условия не способствуют зарождению жизни.

Примечательно, что сами астрофизики не исключают того, что их планета представляет собой небольшой газовый гигант, уменьшенную версию Нептуна. Кроме того, в сентябре 2012 года появилась работа группы ученых под руководством Влада Стаменковича из Массачусетского технологического института, которые утверждают, что геологическое строение суперземель принципиально отличается от земного. Это, по их мнению, может служить препятствием для формирования на этой планете жизни.

Сейчас известно шесть кандидатов на звание планеты, потенциально пригодной для обитания. Чтобы попасть в эту категорию планета должна быть каменистой и на ее поверхности должны быть условия для существования жидкой воды. Из шести кандидатов четыре - Gliese 581d, Gliese 667Cc, Gliese 581g и Gliese 163c - располагаются вокруг красных карликов (вообще говоря, астрономы спорят, следует ли рассматривать красные карлики в качестве звезд, вокруг которых могут быть обитаемые планеты).

Еще один кандидат, HD 85512, вращается вокруг звезды класса К (как и HD 40307g). Наконец, единственная экзопланета, движущаяся вокруг солнцеобразной звезды (G-класс) - Kepler-22b. Она была открыта в декабре 2011 года. Она располагается на расстоянии 600 световых лет от Земли.