КНДР провела еще одно испытание двигателей баллистической ракетыКНДР провела еще одно испытание двигателей баллистической ракеты
Дик Чейни: Путин ищет способ подорвать НАТОДик Чейни: Путин ищет способ подорвать НАТО
В Петрозаводске возобновились испытания новейшего экранопланаВ Петрозаводске возобновились испытания новейшего экраноплана
В Южной Корее прокуроры требуют ордер на арест Пак Кын ХеВ Южной Корее прокуроры требуют ордер на арест Пак Кын Хе
Вуди Харрельсон бросил курить травуВуди Харрельсон бросил курить траву

Археологи рассказали о появлении первого сыра

Новости науки и техники: Археологи рассказали о появлении первого сыра
Археологи из США и Европы обнаружили в Польше керамические изделия, на которых остались следы молочных жиров, свидетельствующие об изготовлении древними людьми первого сыра.

Питер Богуцки (Peter Bogucki), известный археолог Принстонского университета, ещё в 80-е годы прошлого века предположил, что европейцы начали изготавливать сыры за 5500 лет до нашей эры. Тогда учёный обратил внимание на кусочки керамических изделий возрастом от 7200 до 6800 лет, которые археологи находили на местах стоянок древних людей в Польше. В осколках были дырочки диаметром 2-3 миллиметра.

Опытный исследователь предположил, что перед археологами обломки посуды, которая использовалась для процеживания створожившегося молока. То есть по всему выходило, что люди неолита научились получать от своего скота не только молоко и мясо. Однако догадки Богуцки так и остались догадками, весомых доказательств не было.

Прошли годы, археологи получили в свои руки уникальные методы исследований. И недавно учёному удалось проверить свою давнюю гипотезу. В вышедшей на днях в журнале Nature статье Богуцки и его коллеги рассказали о биохимическом анализе 50 черепков от 34 сосудов и обнаружении в них следов молочных жиров.

Мелани Салк (Mélanie Salque) из университета Бристоля провела газохромотографический анализ и исследовала соотношение изотопов углерода в молекулах, которые сохранились в порах глины, из которой была сделана древняя керамика. Полученные результаты указывали на принадлежность этих веществ молочным жирам. А значит, обломки могли быть частью сит, которые в эпоху неолита использовали для процеживания скисшего молока.

Догадку Богуцки дополнительно подтверждает тот факт, что в сосудах без дырок следов молочных жиров учёные не нашли. (Другие соединения указали на то, что горшки использовались для готовки мяса, а подобия бутылок − для хранения воды.) "Это исследование является неопровержимым доказательством того, что производство сыра было налажено более 7 тысяч лет назад", - уверен Питер.

"Это первое и единственное археологическое свидетельство создания сыра в эпоху неолита", - добавляет другой участник работы профессор Ричард Эвершед (Richard Evershed) из университета Бристоля.

Отметим, что самые древние свидетельства изготовления молочных продуктов были обнаружены в Ливии (5000 лет до н.э.) и близ Стамбула (7000 лет до н.э.). Однако нигде археологи не находили сита, которые могли бы использоваться для процеживания и получения сыров.

По мнению Эвершеда, нынешнее открытие также указывает на то, что уже 7500 лет назад древние европейцы освоили не только довольно сложную технологию переработки молока, но и перешли на новый уровень отношений с животными (от охоты к одомашниванию скота).

Добавим, что в те далёкие времена у народов, населявших территорию Польши, не было холодильников, а значит, и возможности сохранить молоко свежим. Создание сыра позволяло продлить жизнь важного продукта, получить больше пользы от стад. Ведь в отличие от молока, сыр легче транспортировать на большие расстояния и он медленнее портиться.

Кроме того, организмы людей неолита ещё не научились переваривать молочный сахар (лактозу). На это были способны только дети. Сыр же в отличие от свежего молока почти не содержит в своём составе лактозу, у употреблявших его в пищу людей не было аллергии и прочих симптомов, возникающих при непереносимости лактозы.

"Это был ещё один шаг при переходе от кочевничества к осёдлому образу жизни", - добавляет Хизер Паксон (Heather Paxson), антрополог Массачусетского технологического института, изучающая сырные привычки ремесленников США. Она предполагает, что жители неолита могли использовать для сквашивания молока какие-либо природные бактерии. В результате древние люди получали подобие современной моцареллы.

Тереза Мэй подписала письмо в ЕС о запуске "Брексита" Тереза Мэй подписала письмо в ЕС о запуске "Брексита"