THAAD будет развернута в ближайшие дниTHAAD будет развернута в ближайшие дни
Cassini прошел сквозь кольца СатурнаCassini прошел сквозь кольца Сатурна
Северная Корея не собирается останавливать ядерные испытанияСеверная Корея не собирается останавливать ядерные испытания
THAAD будет развернута в ближайшие дниTHAAD будет развернута в ближайшие дни
ВТО разрешила Мексике ввести торговые санкции против СШАВТО разрешила Мексике ввести торговые санкции против США
Жители поселка Масловский дышат отравленными испарениямиЖители поселка Масловский дышат отравленными испарениями
Cassini прошел сквозь кольца СатурнаCassini прошел сквозь кольца Сатурна
Скончалась американская актриса Эрин МоранСкончалась американская актриса Эрин Моран
Николас Кейдж сломал ногу во время съемокНиколас Кейдж сломал ногу во время съемок

Учёные нашли противоядие от смертельного ожога кубомедузы

Новости общества: Учёные нашли противоядие от смертельного ожога кубомедузы
В одной австралийской кубомедузе вида Chironex fleckeri достаточно яда, для того чтобы погубить 60 человек всего за 3 минуты. Поэтому ожог её двухметровых щупалец в большинстве случаев приводит к быстрой смерти неудачливого пловца или сёрфера.

"Согласно статистике, за последние 30 лет из-за яда этого существа пострадало больше всего людей", - рассказывает автор исследования Эйнджел Янагихара (Angel Yanagihara), биохимик университета Гавайев (University of Hawaii at Manoa).

Смертоносная кубомедуза встречается в водах океана на всём протяжении от Австралии до Вьетнама. Длина похожих на ленты щупалец медузы доходит до 2-3 метров. При встрече существа с зазевавшимся пловцом, дайвером или сёрфером щупальца опутывают его. Сотни тысяч похожих на миниатюрные гарпуны стрекательных клеток при этом впиваются в человека, наполняя его тело смертоносным ядом.

"Яд попадает в кровь, которая с каждым ударом сердца разносит его по всему организму", - говорит доктор Янагихара. В результате человек довольно быстро умирает от остановки сердца. Медики до сих пор не знают, как спасать людей. Противоядия не было, единственное, что они могли сделать - это попытаться побороть возникающие симптомы (например, повышенное или пониженное давление).

"Обычно всё лечение заключается в борьбе врачей с проявляющимися проблемами, эдакая гонка на время", - рассказала Эйнджел порталу LiveScience.

Учёные, конечно же, пытались выяснить, что происходит с человеком, когда яд C. fleckeri проникает в его кровь. Оказалось, что некое химическое соединение из смертоносного коктейля медузы образует на стенках кровеносных сосудов кольцеобразные структуры, из-за чего в них появляются дырки, через которые вытекают какие-то вещества.

Янагихара и её коллеги решили узнать, какие соединения покидают кровоток. Для этого они собрали образцы крови человека, овец, крыс и мышей и смешали их с ядом австралийской медузы, а затем провели электрические измерения, чтобы установить, что за вещества проникают сквозь стенки сосудов.

Учёные выяснили, что происходит яд заставляет ионы калия покидать эритроциты, в результате они выходят в плазму крови - жидкую среду, в которой плавают все клетки крови. По всему выходило, что именно этот процесс мешает правильному сокращению мышц сердца. (Поясним: для нормальной работы мышечной ткани необходимо правильное соотношение уровней калия внутри и вне клеток, за счёт этого и происходят сокращения.)

Определившись с этим этапом, команда Янагихара начала разбираться с дырками в стенках сосудов. Своей формой они напомнили американским биологам структуры, образуемые некоторыми бактериями. Эйнджел обратилась к литературе и выяснила, что ранее медики боролись с этой напастью при помощи соединений цинка. Ради интереса учёные попробовали нейтрализовать с их помощью действие яда кубомедузы.

Для этого исследователи ввели двум группам грызунов яд. Одной из них в качестве противоядия также был назначен глюконат цинка, являющийся довольно распространённой добавкой (его назначают недоношенным младенцам). Как и ожидалось, животные из контрольной группы погибли в течение часа. В то же время "вылеченные" цинком мыши, к удивлению американцев, остались живы на протяжении всего эксперимента.

В своей статье, опубликованной в открытом доступе в журнале PLOS ONE, биологи делают вывод, что препарат цинка не даёт ионам калия покидать красные кровяные тельца. Если похожие результаты будут получены в ходе последующих экспериментов, то эту "биодобавку" можно будет назначать и пострадавшим от ожогов медузы людям.

Добавим, что группа Янагихара планирует продолжить исследования не только в направлении поиска противоядия. Биологи выяснили, что токсины кубомедузы, которые вызывают перфорацию кровеносных сосудов, очень похожи на некоторые бактериальные токсины и вещества, которые вызывают септический шок. Кроме того, учёных заинтересовал биоматериал стрекательных клеток C. fleckeri.

"Мы изучаем не только яд и возможные противоядия, но и пытаемся усвоить знания, которые нам даёт эта древняя биология", - подводит итог доктор Янагихара.

Жители поселка Масловский дышат отравленными испарениями