Меркель приняла ультиматум партии ХСС по ситуации с беженцами
Минфин поддержит снижение порога беспошлинной интернет-торговли
Суд в Херсоне отложил рассмотрение жалобы сотрудников РИА Новости Украина...
Евросоюз продлил санкции по Крыму и СевастополюЕвросоюз продлил санкции по Крыму и Севастополю
Порошенко хочет создать в ЕС группу по противодействию "Северному потоку - 2"Порошенко хочет создать в ЕС группу по противодействию "Северному потоку...
В Нидерландах автобус наехал на посетителей фестиваляВ Нидерландах автобус наехал на посетителей фестиваля
Число пострадавших от землетрясения в Японии превысило 200 человекЧисло пострадавших от землетрясения в Японии превысило 200 человек
Сеул надеется в этом году добиться провозглашения окончания Корейской войныСеул надеется в этом году добиться провозглашения окончания Корейской войны...
В Барнауле Superjet 100 совершил аварийную посадкуВ Барнауле Superjet 100 совершил аварийную посадку
В результате землетрясения в Японии погибли три человекаВ результате землетрясения в Японии погибли три человека
Меркель приняла ультиматум партии ХСС по ситуации с беженцамиМеркель приняла ультиматум партии ХСС по ситуации с беженцами

Физики доказали, что магнитное поле изменяет передачу тепла материалом

Новости науки и техники: Физики доказали, что магнитное поле изменяет передачу тепла материалом
Итальянские учёные создали устройство, которое демонстрирует, что магнитное поле может контролировать передачу тепла от одного тела к другому.

Это явление было впервые предсказано 50 лет назад физиками Казуми Маки (Kazumi Maki) и Алланом Гриффином (Allan Griffin), которые основывали свою работу на теории Брайана Джозефсона (Brian Josephson).

Теория Джозефсона гласила, что электроны могут переходить между двумя сверхпроводниками, разделёнными тонким слоем диэлектрика, по принципу туннельного эффекта. Впоследствии версия физика нашла подтверждение и была реализована в сверхчувствительных магнитометрах - СКВИДах (SQUID).

Франческо Джацотто (Francesco Giazotto) и Мария Хосе Мартинес-Перес (María José Martínez-Pérez) из Высшей нормальной школы в Пизе (Scuola Normale Superiore) изучали термические свойства СКВИДа. Он представлял собой два Y-образных сверхпроводника, соединённых таким образом, чтобы концы образовывали замкнутую петлю, но при этом были разделены двумя кусочками изоляционного материала.

Исследователи нагревали один конец устройства и измеряли количество тепла, переносимого на противоположную сторону. При этом они воздействовали на сверхпроводники магнитным полем. Оказалось, что при изменении силы магнитного поля количество тепла, которое передавалось через устройство, также менялось. При определённых условиях процесс переноса тепла и вовсе частично разворачивался в обратную сторону: изменение температуры шло против логики - нагрев шёл от холодного конца СКВИДа к тёплому.

На первый взгляд это явление нарушает ни много ни мало второй закон термодинамики, который гласит, что тепло всегда переходит от более горячего тела к более холодному. Но Джацотто объясняет, что на самом деле наблюдаемый эффект вписывается в существующие представления, так как магнитное поле влияет только на часть теплового потока, и большая его часть двигается в соответствии с основными законами физики.

По мнению авторов работы, опубликованной в журнале Nature, магнитное поле изменяет квантовые фазы, то есть положение пиков и провалов волновой функций, описывающих движение электронных пар в петле сверхпроводников. Наибольший поток тепла наблюдается, когда пики обоих половин СКВИДа совпадают и таким образом суммируются. И наоборот, когда пики одной половины совпадали с провалами другой, исследователи отмечали наименьшую теплопередачу.

Джацотто считает, что новое исследование поможет создать крошечные, но эффективные тепловые двигатели. Он также надеется, что необычный эффект можно будет использовать для реализации абсолютно нового направления "когерентной калоритроники" (по аналогии с электроникой) − систем передачи информации за счёт включения и выключения передачи тепла.

То есть в будущем наблюдаемое явление может лечь в основу нового поколения электронных устройств, которые используют тепло, а не электрический заряд в качестве носителя информации.

Меркель приняла ультиматум партии ХСС по ситуации с беженцами