Некурящим россиянам предлагают сократить рабочий деньНекурящим россиянам предлагают сократить рабочий день
Глава Минобра считает что Россия может гордиться своей системой образованияГлава Минобра считает что Россия может гордиться своей системой образования...

"Супербактерии" потерпели первое поражение от генных инженеров

Новости науки и техники: "Супербактерии" потерпели первое поражение от генных инженеров
Феномен устойчивости бактериальных штаммов к антибиотикам (антибиотикорезистентность) в последнее время становится настоящим бичом, как для медицины в целом, так и для больничных стационаров.

Такая устойчивость может развиваться в результате естественного отбора путём случайных мутаций бактерий или как результат воздействия на них антибиотиков. Также микроорганизмы способны передавать генетическую информацию о резистентности к определённым препаратам своим "соседям", которые не являются их прямыми потомками (то есть путём горизонтального переноса генов). Кроме того, резистентность к антибиотикам у бактерий может быть создана искусственно: методом генетической трансформации.

Как ни крути, результат один − микроорганизмы успешно приспосабливаются ко всевозможным препаратам и становятся к ним невосприимчивы, что приводит к возникновению всё новых очагов сверхопасной бактериальной инфекции. В околонаучных кругах такие микроорганизмы получили прозвище "супербактерий".

В сложившейся ситуации учёные из Института Висса (Wyss Institute for Biologically Inspired Engineering) и их коллеги из Бостонского университета (Boston University) не стали создавать очередной удивительный антибиотик, а пошли по другому пути. Исследователи вмешались в метаболизм (обмен веществ в живом организме) кишечной палочки (Escherichia coli) и сделали её более восприимчивой к существующим препаратам.

"Сейчас мы критически нуждаемся в новых стратегиях борьбы с бактериями, которые бы повысили эффективность действия арсенала антибиотиков", − рассказывает руководитель исследования Джим Коллинз (Jim Collins).

Для решения намеченной задачи исследователи сосредоточились на малоизученном и вместе с тем ключевом бактериальном метаболическом процессе, так называемом производстве активных форм кислорода (АФК).

Дело в том, что в ходе нормального обмена веществ в организме бактерий происходит образование таких АФК, как супероксид и перекись водорода. Микроорганизмы, разумеется, успешно справляются с переработкой и выводом этих соединений. Однако в случае слишком большого присутствия АФК в клетке последние вызывают её серьёзные повреждения и даже гибель.

К сожалению, на данный момент точные генетические механизмы, которые отвечают за выработку АФК у кишечной палочки, остаются неизвестными. Но это не смутило исследователей, и они использовали для решения своих задач компьютерную классическую модель обмена веществ E.coli. Доктор Коллинз и его команда добавили к ней сотни химических реакций, которые могли бы привести к повышению уровня АФК в клетке.

После этого исследователи удаляли из модели различные гены, которые вовлечены в процесс образования АФК, и, в конце концов, вычислили самую эффективную генно-инженерную комбинацию.

Затем учёные уже на реальных бактериях показали, что увеличение выработки АФК самой клеткой приводит к её существенному ослаблению, что делает её беззащитной перед действием антибиотиков. Для этого Коллинз и его коллеги удалили у микроорганизмов ряд генов, что привело к увеличению естественного производства АФК, и обработали их антибиотиками и биоцидами. Для этой операции были выбраны вещества, убивающие бактерии посредством повышения уровня АФК в клетке.

В пресс-релизе института Висса исследователи заключают, что результат оказался победоносным, и от устойчивости к препаратам у E.coli не осталось и следа. По сути, бактериальный метаболизм "вошёл в резонанс" с действием антибиотиков, что в конечном итоге и уничтожило микроорганизмы.

Теперь перед командой Коллинза стоит множество новых задач. В частности, исследователям предстоит разобраться, какие именно вещества провоцируют увеличение выработки АФК бактериальными клетками. Кроме этого, учёные планируют опробовать свой уникальный подход на других устойчивых к антибиотикам микроорганизмах.

Исследователи не без основания считают, что им удалось выиграть одно сражение в войне против устойчивых к антибиотикам "супербактерий". Теперь только время покажет, будет ли этот

подвиг переломным моментом в этой борьбе, и зародит ли он надежду на безоговорочную победу.

Результаты исследования были опубликованы в статье в журнале Nature Biotechnology.

Выжившие в ДТП в Марий-Эл находятся в тяжёлом состоянии Выжившие в ДТП в Марий-Эл находятся в тяжёлом состоянии