СМИ: популярные мессенджеры будут работать под закономСМИ: популярные мессенджеры будут работать под законом

Неандерталец и человек разумный могли никогда не встречаться

Новости общества: Неандерталец и человек разумный могли никогда не встречаться
"Открытие, из-за которого придётся переписать учебники истории по доисторическим временам" − так называют учёные результаты своей работы. Полусерьёзная формулировка скрывает совсем не шуточный для науки вывод: человек разумный мог никогда не встречаться с неандертальцем.

"Я считаю неправдоподобным, что неандертальцы проживали на Пиренейском полуострове 30 тысяч лет назад, как было принято считать до последнего времени, - говорит профессор Хесус Хорда (Jesús F.Jordá) из Национального университета дистанционного образования Испании.

Комментарий специалиста затрагивает один из наиболее интригующих вопросов - происхождение человеческого вида. Напомним: совсем недавно учёные установили, что Homo sapiens несёт часть "неандертальских" генов.

Однако на этот раз представители сразу нескольких именитых научных центров со всего мира называют ошибочным прежнюю датировку самых "молодых" костей из Пиренейского полуострова. Прежде им давали 36 тысяч лет.

"Результаты нашего исследования наводят на мысль о допущении существенных ошибок в определении возраста костей неандертальцев из Испании, - рассказывает профессор Томас Хайэм (Thomas Higham) из Оксфорда. - Маловероятно, что они населяли эти места в те времена, когда в континентальной Европе уже присутствовали их собратья".

Статья, которая вышла в журнале PNAS, раскрывает новый подход к радиоуглеродной датировке белка коллагена, компонента соединительной ткани организмов.

По словам исследователей, поскольку радиоуглеродный анализ основывается на изучении углерода, входящего в состав белка, неточности могут возникнуть в случае загрязнения останков посторонними молекулами.

Избежать подобных ошибок поможет ультрафильтрация - новый метод, который позволяет очистить коллаген от загрязнителей, "омолаживающих" объект исследования. Применение ультрафильтрации при анализе костей в 11 районах стоянок неандертальцев показало невозможность установления реального возраста останков. Лишь в двух (Джараме, что неподалёку от Мадрида, и Сафаррайе, на самом юге Испании, содержалось достаточное для анализа количество коллагена.

При этом останки обоих локаций "постарели" как минимум на 10 тысяч лет, поставив, таким образом, под сомнение возможность сосуществования людей и неандертальцев, и как следствие межвидовое смешение разных представителей рода Homo.

"Находки, сделанные на территории современных Бельгии, Великобритании, Франции, Германии и Италии, свидетельствуют о заселённости этих мест нашими предками не позднее 40 тысяч лет назад, - говорит Крис Стринджер (Chris Stringer) из Британского музея естествознания. - Поэтому, если неандертальцы действительно жили ранее, они вряд ли бы могли повстречать человека разумного".

Между тем специалисты не называют свои выводы окончательными: как говорит тот же Стринджер, необходимо провести тщательный анализ костей со всех археологических объектов Испании.

Учёный считает, что гипотетическая возможность выживания локальных групп неандертальцев на территории Европы сохраняется, и ценность представленного открытия состоит скорее в разработке нового более точного метода датировки.

"Наука и технологии двигаются вперёд, важно не отставать и идти в ногу со временем", - говорит профессор Стринджер.

Испанские врачи спасают 8-летнюю российскую девочку