Планами на ближайшее будущее поделился Владимир Ткачук, руководитель отдела образования Евро-Азиатского дивизиона Церкви Адвентистов Седьмого Дня, на педагогической конференции "Христианское образование: перспективы развития", состоявшейся в санатории "Гармония" под Новомосковском Днепропетровской области 14-16 июня.
Такой шаг - часть педагогической стратегии Церкви адвентистов седьмого дня (АСД). В 145 странах мира есть 120 вузов, основанных адвентистами, в которых учится 150.000 студентов, а также 18000 средних и более 6000 начальных школ с 1,8 миллиона учеников. В этих заведениях 85.000 преподавателей и сотрудников. Ежегодно количество обучающихся в адвентистских учебных учреждениях увеличивается на 65.000 человек. В среднем половина учащихся - не адвентисты.
Евро-Азиатский дивизион охватывает двенадцать бывших советских республик и Афганистан. Здесь проживает 115.000 адвентистов и работает два конфессиональных вуза (в Российской Федерации и Украине) и восемнадцать школ, которые посещает более 2000 учащихся. По словам В. Ткачука, "церковь берет ориентир на долгосрочные программы". Перед каждой из сорока конференций (территориальных объединений) ЕАД поставили задачу в течение двух лет открыть христианскую школу. Таким учреждениям церковь предоставляет дотацию в 30% на зарплату учителей.
Педагогическая конференция "Христианское образование: перспективы развития" призвана объединить педагогов-христиан и создать (в перспективе ежегодную) площадку обмена опытом, - рассказала ее организатор Инна Кампен, руководитель отдела образования Восточно-Днепровской конференции (территориальном объединении) АСД. Мероприятие собрало 110 участников, из которых 22 выступали с докладами. 17-20 июля 2014 года в Украинском гуманитарном институте планируется конференция педагогов-адвентистов ЕАД.
Александр Вялов, основатель межконфессиональной школы в Харькове, отметил: "адвентисты - единственная конфессия на постсоветском пространстве, создающая систему [христианского] образования". Как следовало из докладов, это комплекс непрерывного христианского образования и воспитания личности. Лариса Георгинова, проректор Украинского гуманитарного института, подчеркнула нужду в преемственности от дошкольного к высшему образованию с христианским компонентом.
Выступавшие акцентировали вклад всех участников образовательного процесса, основанного на библейских ценностях. Ключевой участник, роль которого часто недооценивается - родители-христиане. Мысль об их первоочередной ответственности за образование и воспитание своих детей стала лейтмотивом мероприятия.
Правовую сторону христианского образования раскрыл Юрий Решетников, зампред Общественного совета по вопросам сотрудничества с церквами и религиозными организациями при Минобразования и науки. Он побуждал родителей писать заявления о преподавании в их классе факультативного предмета "христианская этика", знакомиться с учебниками, по которым учатся их дети, и выбирать лучшие из доступных пособий. Вступать в родительский коллектив, чтобы быть в курсе событий и оказывать влияние.
Обучение экстерном дает родителям возможность догружать расписание ребенка дополнительными предметами, кружками, т. е. варьировать его обучение. Об этом сообщила Татьяна Литвинюк, директор днепропетровского учебного центра.
Сергей Головин, директор Евразийского апологетического общества, призвал национальных христианских авторов писать учебники, особенно по естественнонаучным предметам. Представил тестовую версию пособия "Физика Божьего творения. Механика", которую в 2012 году выпустил Андрей Горяинов (Симферополь) - инженер-эколог и специалист по физике твердого тела.
С. Головин изложил, как дети христиан могут свидетельствовать неверующему учителю. Авторитет учителя незыблем, поэтому нельзя спорить с педагогом публично, а обсуждать что-то следует лишь в частном общении. Избегать прямых споров с учителем, а, скажем, дать ему книгу ученого-креациониста. А нерадивому и недисциплинированному ученику даже не сто́ит признаваться в христианских убеждениях.
Докладчики предлагали педагогам-христианам работать с учениками, родителями и педагогическим коллективом школы, влияя на них профессионализмом и гармоничной жизнью. Проводить в государственных школах программы профилактики вредных привычек и вызываемых ими заболеваний. Поддерживать создаваемые христианские школы, отдавая туда своих детей и переходя на работу.
Местная община может закупать учебники по христианской этике для общеобразовательных школ. Комплект для одной школы стоит 7000 грн. Обращаться к депутатам с просьбой закупить эти книги для школ. Побуждать христиан получать педагогическое образование, ехать на краткосрочные миссии в качестве учителей. Открыть в церковном помещении каникулярную школу (дневной лагерь), группу продленного дня, библейский класс, воскресную школу, родительский комитет.
Ведущие мастер-классов делились опытом подобных служений. Это днепропетровский учебный центр, состоящий из группы дошкольного развития, каникулярной школы и музыкальной студии; центры английского языка в Харькове и Днепропетровске; группы продленного дня в Новомосковске и школа молодежного служения под Новомосковском. В июне 2013 года днепропетровский учебный центр получил юридическую регистрацию с правом вести восемь видов образовательной деятельности. Администрация центра работает над получением государственной лицензии. |